Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

В. Тишков. Новые задачи этномониторинга

В мае 2007 г. вместе с другими членами Совета Общественной палаты РФ я встречался в Ново-Огарево с президентом России В.В.Путиным. Это была важная и полезная для нас встреча. Президент отметил среди достижений деятельности палаты работу по противодействию экстремизму и утверждению толерантности в российском обществе. Именно этим занималась возглавляемая мною комиссия с момента создания палаты. Тогда же на встрече была высказана мысль о необходимости для России и для ее общественных организаций занять более активную позицию по части мониторинга положения с правами человека в других регионах мира, включая европейские страны. Этот мониторинг может и должен покрывать вопросы положения национальных и религиозных меньшинств и мигрантских сообществ, которые имеются фактически во всех странах и положение которых зачастую достаточно печальное. Россия накопила достаточно опыта и экспертизы, чтобы выступить с такой инициативой, а не быть постоянным объектом внешних оценок и ревизий, которые чаще всего носят политизированный и необъективный характер. Достаточно назвать разные «индексы свободы», которые составляют международные организации типа «Фридом хаус» или «Международная амнистия».

Сеть этнологического мониторинга (http://www.eawarn.ru/) уже выступала с критикой различных резолюций и докладов, которые сочинили европейские структуры при подстрекательстве Эстонии по поводу, якобы, трагического положения финно-угорских народов и их культуры в России. Мною вместе с Ю.П.Шабаевым была подготовлена в серии исследований по прикладной и неотложной этнологии Института этнологии и антропологии РАН специальная работа, которая показывает истинное положение дел с финно-угорскими народами и необъективность так называемого  «доклада Сакс», который был составлен по поручению ПАСЕ специальным докладчиком по этому вопросу – эстонкой Катрин Сакс[1]. Однако только одной выборочной реакцией проблему адекватного знания и оценки положения дел с этническими, религиозными и языковыми меньшинствами в Европе и в других регионах мира не решить. Сеть этнологического мониторинга вместе с Институтом этнологии и антропологии РАН накопила большой опыт мониторинга этноконфессиональной ситуации не только в России, но и в странах бывшего СССР, а также в дальнем зарубежье. О положении национальных меньшинств в европейских странах подготовлены специальные исследования на основе полевых работ и других источников[2]. Отдел народов Европы и Америки института сейчас наращивает свою активность и связи с коллегами-учеными в европейских странах. В 2008 г. планируется провести большую международную конференцию о положении европейских меньшинств и об опыте разных стран в сфере этнической  и миграционной политики.

В ноябре 2007 г. Сеть этнологического мониторинга вместе с группой других общественных организаций выступила в числе учредителей международной общественной организации – Институт демократии и прав человека. Штаб-квартира этого института будет находиться в городе Москве. Его задача - на основе международных и отечественных методик вести мониторинг соблюдения прав человека и прав меньшинств. Разработанная мною модель этнологического мониторинга может быть использована для организации аналогичной работы в странах, где имеются проблемы с положением меньшинств и этноконфессиональная напряженность. Назову только несколько примеров, которые заслуживают внимания: цыгане в странах Центральной Европы (особенно в Румынии, Чехии, Польше, Италии), венгры в Чехии, Словакии и Румынии, российские немцы и сорбы в Германии, шведы и русские в Финляндии, сардинцы и тирольцы в Италии, бретонцы и корсиканцы во Франции, баски и каталонцы в Испании, ирландцы, расовые и миграционные меньшинства в Великобритании и т.д. Территория бывшей Югославии остается зоной, где права меньшинств и религиозных общин нарушаются в массовом порядке, особенно в Косово. Сеть этнологического мониторинга установит контакты с общественными организациями и исследовательскими группами, которые занимаются данными вопросами. Наши анализ, оценки и рекомендации будут носить объективный и конструктивный характер, точно так же, как это делала СЭМ на протяжении 15 лет своей деятельности на территории бывшего СССР.       

Таким образом, открывается новая и интересная перспектива для экспертов Сети, которые уже накопили уникальный практический опыт и знания в области этноконфессиональной проблематики, предотвращения и разрешения конфликтов. Достаточно напомнить, что Сеть проводила свои семинары и изучала проблемы «на местах» вместе с местными экспертами и активистами в таких регионах, как Каталония, Ольстер, Кипр, Хорватия, Корсика, Шри Ланка, Турция, Тунис. В 2007 г. нами было издано в русском переводе фундаментальное руководство по конструктивному разрешению этнополитических конфликтов, которое было подготовлено ведущими специалистами основе мирового опыта[3]. Сейчас нами подготовлено в рамках Программы фундаментальных исследований РАН «Адаптация человека и общества к природным, техногенным и социальным трансофрмациям» (подпрограмма по Южному научному центру РАН) коллективная монография «Северный Кавказ в национальной стратегии России».

С 2007 г. Сеть этнологического мониторинга получает финансовую поддержку в рамках программы президентских грантов для российских некоммерческих организаций, и эта поддержка снова получена на 2008 год. Это очень важно, что столь политически чувствительная тематика, как этноконфессиональная, в сфере которой действует Сеть этнологического мониторинга, отныне имеет отечественные (российские) источники финансирования. Как известно, такой возможности не было в 1990-е гг., и наша общественная организация получала поддержку от ЮНЕСКО (по программе МОСТ) и от Фонда Маккартуров, хотя основным «спонсором» был Институт этнологии и антропологии РАН, что позволяло обеспечивать регулярную и квалифицированную работу организации независимо от эпизодических грантов. Не желая прослыть неблагодарными, мы выражаем признательность за поддержку, которая в нашем случае никак и никогда не была связана с какими-либо политическими установками или специальными заданиями. Все попытки обвинить Сеть в «работе на Запад» и даже на разведку США являются не просто бездоказательными, но и клеветническими. За этим часто стоит зависть и недостаточная компетентность некоторых ученых коллег и управленцев, которые готовы разрушить полезное для страны дело, лишь бы самим отметиться по части бдительной заботы о стране и международном согласии. 

К сожалению, шпиономания осталась среди части наших людей. Я вырос в маленьном уральском городке. В послевоенном детстве мы лазили по горам и «ловили шпионов». Сейчас этим рьяно занимаются не только те, кому это положено по службе, но и люди с учеными степенями, претендующие на основателей общественных движений и больших теорий, а также оболваненная и натравленная ими молодежь. Все, кто получал или продолжает получать иностранные гранты (даже от ЮНЕСКО и от Совета Европы, бюджеты которых включают российские денежные взносы!), объявляются шпионами. Грантополучатели Фонда Макартуров (в России это несколько тысяч ученых и общественных активистов, прежде всего из числа молодых специалистов) зачисляются такими провокаторами в наемники американских спецслужб. Ясно, что подобной охотой на ведьм могут заниматься идиоты или негодяи, причем, самое печальное, что негодяи с молодых лет. Таковыми теперь наиболее активно выступают представители организации - Евразийский союз молодежи. Кем они будут дальше по жизни и сколько людей опорочат эти молодые активисты? Надеюсь, что еще не поздно «штурмовиков ЕСМ», как они себя представляют, обучить дельным навыкам и достойному жизненному поведению. А вот против провокаторов типа А.Дугина и его соавтора И.Добаева (последний оклеветал даже коллег-профессоров, с которыми вместе работает в Южном научном центре РАН в Ростове) необходимо принимать срочные и строгие меры. Если почитать тексты публичных лекций и манифестов Дугина, то они по своей форме и содержанию абсолютно схожи с проповедями на  фашистских собраниях и  в тоталитарных сектах, под влияние которых попадают не только молодые, но и взрослые люди.

Чтобы не быть голословным, приведу цитату из дугинского манифеста под названием «Россия-3» (под этим номером имеется в виду будущая Евразия-империя на месте России): «Пусть это ничейная пока земля, - Россия-3 – но она есть, и она вне бледной немочи России-1(имеется в виду вариант эпохи Ельцина) или оранжевой мерзости России-2 (имеется в виду вариант России позднего Путина). Россия-3 – баррикады острых лучей, армия невылупившихся волшебных зародышей, безумное напряжение пробивающейся из последних бездн бесконечной энергии, момент настоящей вертикальной любви, океан власти. Последнее прикосновение к стремительно остывающему миру трансцендентного перста. Мы ставим там знамя всеобщего сбора. Подаем прощальный сигнал. Мы вскроем ваше чрево, и оно рассядется с иудиным позором, и ваша пустота вывалится наружу, и нас никто более не обманет. Вы, коллеги, еще не видели этого. Вот это праздник, скажу я вам!»

Известные проповедники типа Била Грэхема и террористы-оккультисты типа Асакары из Аум Синрике – пигмеи перед подобными разрушительными пророчествами и новорожденческими проповедями. А те, кто  подвергает дугинские призывы сомнению, в их адрес следует прессинг на основе метода ЕСМ, который они называют «ненасильственное насилие». Катехизис члена ЕСМ гласит: «Ты должен быть господином… Ты рожден править Евразией… У тебя одна Родина – мать Евразия… Ты больше, чем человек… Наша цель – абсолютная власть… Мы – господа земли…  Мы все вернем назад. Таков белый завет Евразии». Лидер ЕСМ Павел Зарифуллин весной 2007 г. под этими лозунгами собрал на площади в Уфе несколько тысяч молодых бойцов. В Москве у здания РАН в июне 2007 г.  пришло десять человек, но ведь это пока?  По-моему нашей стране проблем и без этого хватает, чем заниматься саморазрушительной клеветой и откровенными провокациями или же относиться к ним со снисходительным любопытством.

Нынешняя поддержка со стороны президентских грантов позволяет Сети этнологического мониторинга продолжать свою деятельность, совершенствовать свою методику и расширять географию за счет стран Европы и Азии, где, по нашему мнению, нарушаются права расовых, национальных и религиозных меньшинств. Здесь нам нужны партнеры и мы открыты для сотрудничества.                  

 В.Тишков, руководитель Сети этнологического мониторинга

 

 


 

[1] См.: В.А.Тишков, Ю.П.Шабаев. Финно-угорские народы. Ответ Евросоюзу.

[2] См., например: Меньшинства в Европе

[3] Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергхофского центра. М. 2007.