Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Республика Мордовия

Первая перепись XXI в. – особая не только в социально-экономи­ческом плане, но и в национально культурном. Для того чтобы предметно решать проблемы сохранения и развития национальных культур и языков, необходимо точно знать количество носителей этих языков, степень их этнического самосознания, места расселения представителей тех или иных народов с учетом активных легальных и нелегальных миграционных процессов. Как и во многих других многонациональных регионах Российской Федерации, в Республике Мордовия (РМ) чрезвычайно актуальны проблемы, связанные с языками и национально-культурными аспектами в переписи.

Результаты переписи 1989 г. свидетельствовали о сокращении численности населения Мордовии. Так, по данным переписей, на территории Мордовии проживали (тыс. чел.): в 1926 г. – 1269,4 в 1937 г. – 1192,0, в 1939 г. – 1188,0, в 1959 г. – 1002,0, в 1970 г. – 1029,6, 1979 г. – 989,5, 1989 г. – 963,5. Из них в 1989 г. русские составляли 60,8%, мордва – 32,5%, татары – 4,9%.

Необходимо отметить постоянное снижение численности населения мордовской национальности как на территории Мордовии, так и в стране в целом. Важнейшей причиной этого явления следует считать обрусение мордвы, которое особенно заметно за пределами национальной автономии, в мордовской диаспоре. В самой Мордовии этот процесс протекает менее интенсивно. Численность мордвы здесь, по переписи 1970 г., была выше (365 тыс. чел.), чем по переписи 1959 г. (358 тыс.). С 1970-х годов она стала снижаться: в 1970 – 365 тыс., 1979 – 339, в 1989 г. – 313 тыс. чел.

Существенным фактором, способствующим ассимиляции мордвы была и остается миграция, которая привела к росту дисперсности мордовского народа. Это особенно проявилось в годы советской власти. Индустриализация, коллективизация, война и послевоенное восстановление экономики страны, заселение вновь приобретенных территорий (например, Калининградской обл.), освоение целинных и залежных земель, развитие новых промышленных центров, современных видов транспорта и так далее сопровождались массовыми миграциями населения. Недостаточные темпы промышленного развития Мордовии, отсутствие необходимого количества вакантных мест на ее предприятиях, низкие темпы жилищного строительства (как на селе, так и в городе) вызвали отток мордвы в восточные, северные и центральные регионы страны. Миграции увеличивали территориальное рассредоточение, ускоряли не только этническое сближение с инонациональным, особенно русским, населением, но и трансформацию в состав русского этноса.

В силу интенсивности миграционных процессов, укрепления в целом добрососедских межэтнических отношений растет число этнически смешанных браков в Мордовии. В настоящее время более половины браков, заключаемых мордовским населением, – главным образом мордовско-русские. Сельская мордва, к которой относится большинство мордовского этноса, сохраняет эндогамность, но и на селе наблюдается тенденция к росту межнациональных браков.

В однонациональных мордовских семьях, особенно на территории РМ, юноши и девушки, как правило, продолжают этническую линию родителей. В мордовско-русских семьях часты случаи, особенно в городской местности, когда дети выбирают русскую национальность. Это вполне объяснимо: фактическая этносоциальная ситуация сильнее, чем этническое происхождение, влияет на определение национальной принадлежности. Смешанные браки — один из существенных факторов, обусловливающих перемену национального сознания, переход мордвы в другое (русское) этническое состояние, ее ассимиляцию.

Интенсивность урбанистических процессов в республике весьма значительна. Сельская местность приобретает все больше черт, характерных для городской. Расширяется сеть дорог и трубопроводов, растут площади разного рода карьеров, полигонов и свалок, учащаются техногенные аварии с отрицательными экологическими последствиями, усиливаются шумы и загрязнения. Все меньше остается места для природных заповедников и заказников, национальных парков и рекреационных территорий[1].

Более чем 10-летний период, прошедший с момента последней переписи населения, вобрал в себя события планетарного масштаба. Ушел в небытие Советский Союз, изменился общественный строй нашей страны, мы стали свидетелями целой серии войн и вооруженных конфликтов на межнациональной почве. Безусловно, это не могло не сказаться на демографической ситуации, активизации негативных тенденций в демографической структуре, которые уже отчетливо наблюдались в 1989 г. К таковым, несомненно, следует отнести сознательное ограничение числа детей в семье (особенно среди горожан). В 1980–1990-е годы планирование числа детей и переход к малодетной (1–2 ребенка) семье становится доминирующим явлением. Рождаемость в Мордовии опустилась ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения, что характерно и для сельских жителей. Имеются все основания говорить о тревожной демографической ситуации в республике.

Один из основных и наиболее сложных вопросов развития народов, регулирования межнациональных отношений – вопрос о языке. Аксиоматично звучит утверждение о том, что духовное развитие народа невозможно без возрождения и дальнейшего развития национального языка. Язык — это мир, в котором живет человек, это древнейшая форма общения людей, великий двигатель прогресса. В Мордовии мордовские (мокша и эрзя) языки, в силу явного невнимания к их изучению и развитию, оказались в состоянии глубокого кризиса. Сфера применения национальных языков не расширяется, в школах их преподавание осуществляется на недостаточно высоком уровне либо отсутствует вообще.

Исследования, проведенные в начале 1990-х годов, позволили выявить следующие черты этноязыковой ситуации в Мордовии. Свой язык считают родным 79,9% мокшан, 78,1% – эрзян, 96,2% – русских и 84,0% татар. Абсолютное большинство жителей республики (90,9%) хорошо владеют русским языком (свободно говорят, читают и пишут). На это указали в своих ответах 81,3% опрошенных мокшан и 84,3% эрзян, а также 82,6% татар. Не владеют русским языком 1,1% мокшан, 4,7% – эрзян и 4,3% татар. Русский язык выступает как средство межнационального общения, так как эрзянским языком не владеют 66% мокшан, а мокшанским — 65% эрзян.

Большой интерес представляет изучение сферы функционирования мордовских и татарского языков. В процессе профессиональной деятельности и учебы общаются:

– на родном языке — 34,8% мокшан, 32,2% эрзян и 29,0% татар;

– на двух языках (на одном из мордовских и русском или татарском и русском) – 27,6% опрошенных мокшан, 21,5% – эрзян, 8,7% – татар и 2,6% русских;

– только на русском языке 31,5% мокшан, 43,0% эрзян и 56,5% татар.

В кругу семьи на родном языке общаются 63,9 % опрошенных мокшан, 63,0% эрзян и 64,4% татар. С соседями и друзьями на родном языке разговаривают 42,6% мокшан, 46,5% эрзян и 51,4% татар.

Полученное в результате социологического исследования распределение позволяет говорить о том, что основная сфера функционирования мордовских и татарского языков в Мордовии – семейно-бытовая, а ее границы в социально-профессиональной области определяются этническим составом населенных пунктов или трудовых коллективов.

Более того, сужается сфера использования в быту мордовских языков. Если со своими родителями подавляющее большинство мордвы разговаривают на родном языке, то число общающихся по-мордовски с супругами составляет менее половины, а с детьми – немногим более трети, и главным образом – это люди старшего возраста, живущие в сельской местности. Невысоки среди мордвы показатели числа сторонников признания мордовских языков единственными государственными языками: согласились с этим признанием с оговорками 6,7%, а 57,1% заявили, что «безусловно, с этим не согласны». С обязательностью преподавания мордовских языков в школах были согласны 17,9% опрошенных, 49,0% не согласились с этим, а 24,5% сказали, что обязательным язык нации, давшей имя республике, может быть лишь там, где представители этой нации составляют большинство населения. На вопрос «считаете ли Вы, что все лица, проживающие в республиках России, должны свободно владеть языком нации, которой названа республика?», утвердительно ответили 17,2%, а отрицательно – 71,8%.

В сложившемся одностороннем двуязычии, по мнению мордовских лингвистов, «кроется большая опасность для развития мокшанского и эрзянского языков. В сознании людей теряются их перспективы, в интернациональной среде возникает представление, что родные языки вроде бы не нужны. А это питательная почва для национального нигилизма»[2]. Именно с развитием одностороннего (национально-русского) двуязычия в Мордовии связывается вопрос о сферах функционирования мордовских языков.

Прочность многонациональных образований и пределы действенных коммуникаций между группами, в том числе этническими, на наш взгляд, зависят от характера социокультурных различий, которые весьма разнообразны. Между тем они в какой-то мере уравновешиваются пропорциями этнического состава административно-территориальных единиц. Русское большинство (включая и ассимилированную часть населения) настолько превосходит остальные группы по численности и потенциалу, что языковой плюрализм в Мордовии возможен, по нашему мнению, как одностороннее второстепенное явление.

Язык успешно функционирует и развивается тогда, когда в этом есть объективная необходимость. И с этим нельзя не согласиться. Однако абсолютизировать данное положение не стоит, хотя именно такая позиция долгое время была доминирующей в органах государственной власти. Более того, наблюдались попытки ее абсолютизации и возведения этого положения в ранг государственной политики.

Предстоящая в октябре 2002 г. перепись населения России – важное общественно-политическое событие, этнополитическое значение которого несомненно. Не случайно обостренное внимание к переписи демонстрируют активисты национальных движений. В контексте обсуждения вопросов будущей общероссийской акции заметно оживилась (в какой-то мере даже накалилась) их деятельность. Лидеры одних национально-культурных организаций республики чрезвычайно обес­покоены тем, чтобы не потерять этническую самобытность и не раствориться среди другого этноса, а активистов других организаций волнует обратная проблема: не выпасть из контекста единого большого этноса, разделенного на субэтносы. Несмотря на то что перепись призвана стать фактором общенациональной консолидации, что в ее проведении объективно заинтересованы все социальные группы, общественные и политические объединения, в условиях национальной республики во время такой акции трудно избежать политических и психологических сложностей. И Мордовия – не исключение.

В республике активно ведутся подготовительные работы к проведению переписи. Один из ее важнейших принципов – свободное самоопределение граждан. Все данные будут вноситься в опросные листы со слов опрашиваемого без предъявления каких-либо документов. Это положение особенно касается вопросов о национальности, родном языке, гражданстве, семейном положении. Подготовленный Институтом этнологии и антропологии РАН «Перечень национальностей и этнических групп для разработки материалов всероссийской переписи 2002 г.» вызвал серьезную обеспокоенность судьбой единого татарского этноса не только в среде ученых и политиков Татарстана, но и среди татар других регионов Российской Федерации, в том числе Республики Мордовия.

По мнению активистов национально-культурной автономии татар Мордовии, в ходе предстоящей переписи татары могут исчезнуть как единая нация[3]. С их точки зрения, единая татарская нация безосновательно будет раздроблена на ряд отдельных этнических групп, которые существовали еще в средние века. Это может привести к потере самобытности этноса и потенциала его дальнейшего развития. Татары будут отброшены в эпоху примитивных родоплеменных отношений. Татары Мордовии должны будут именоваться мишарями, как русские когда-то назывались вятичами, древлянами, полянами и т. п. Таким образом, второй по численности народ России (в Мордовии татар более 50 тыс. чел.), прекратит свое существование как единая культурно-историческая общность. Подобная дифференциация, по мнению некоторых аналитиков, грозит опасностью не только татарскому этносу, но и стабильности государства, так как создает условия для возникновения очагов этнической напряженности. Поэтому слышны призывы к мордовским татарам при проведении переписи на вопрос о национальности отвечать: «татарин» или «татарка», а не «мишар» или «мишарка».

В республиканской правительственной газете «Мордовия – 7 дней» вышла статья К. А. Тангалычева «Рубят народ – щепки летят», где выражена чрезвычайная обеспокоенность «расчленением татарского народа на девять этнических групп». Заметим, что Камиль Абидуллович Тангалычев – известный в республике и далеко за ее пределами писатель и публицист, автор шести книг, лауреат Литературной премии главы Республики Мордовия, победитель окружного конкурса на лучшую публикацию по проблемам гармонизации этнокультурных и конфессиональных отношений в Приволжском федеральном округе. Его выступления традиционно вызывают живой резонанс в научных и общественно-политических кругах, а также среди простых читателей. Данная публикация на фоне накалившейся дискуссии, связанной с предстоящей переписью населения и особенно с ее этническим аспектом, тоже явилась заметным событием.

К. А. Тангалычев – представитель татар-мишарей – усматривает глобальную угрозу единству своего этноса: «Есть, конечно, диалектные различия в языке "мишарей" и казанских татар, есть иные этнокультурные особенности, порожденные своеобразием мест их проживания, соседством с другими народами. Но сегодня, когда идет глобальная тенденция исчезновения языков и культур в мире, этническое единство для татарского народа особенно необходимо. Единство для татар – это стратегическая основа для самосохранения и существования под солнцем. Но старая идеология обвинения других народов (и даже родных субэтносов!) в своих национальных бедах, идеология всеобщего подозрения – сегодня является разрушительной. Нужна новая идеология национального самосохранения. Это – собирание всего ценного, что выработал татарский народ за долгие годы существования в истории, в том числе – в новейшей истории. Может быть, стоит этому поучиться у евреев, умеющих, вбирая в себя мир, сохранять и обогащать этнос». Статья Тангалычева отражает реальную позицию представителя татарского этноса, писателя накануне переписи населения России.

К. А. Тангалычев пытается найти причину, позволившую сделать принципиально возможным разделение татар в результате переписи. По его мнению, это разделение де-факто культивировали сами татары. «Не сами ли казанские татары, в первую очередь – гуманитарная интеллигенция, десятилетиями культивировала свою этническую особость, неповторимость, первосортность, а следовательно – культивировали второсортность других татар? Не сами ли казанские татары создали гуманитарный кризис, когда появились татары и "околотатары", не сами ли настойчиво называли, например, нас "мишарями", чтобы мы ни на миг не забывали о своей языковой, культурной, а может быть, и генетической несостоятельности?»[4]. Возник своего рода центр национальной вселенной, своего рода татарская «земля обетованная» – Казань, не стремящаяся принять в свое лоно своих пасынков, держащая их от себя на почтенном расстоянии. Хотя татары-мишари никогда себя так не называли, считая себя татарами.

В статье также отмечается, что гуманитарная интеллигенция Казани долгие годы ничего не хотела слышать, кроме своей «правильной» казанской речи. Не хотела понимать и многих объективных реалий в единой многонациональной поэтической России. Холодное неприятие Казани вызывали стихи татар, пишущих по-русски. Не желая понимать их художественного и философского значения, не задумываясь об их первородной сущности, «аксакалы» современной региональной литературы не скупились на самонадеянные упреки и обвинения.

Не меньшую, чем дифференциация татар во время переписи, а может быть, и несравненно большую опасность для единства татарского народа представляет стремление Казани перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Именно в кириллице татарский народ материализовал огромную часть своей культуры. По мнению того же К. А. Тангалычева, стихи и повести на татарском языке, которые сегодня читает все меньше и меньше народа, в латинице будут читать единицы. В латинице татары будут читать Байрона, но не Тукая, а мишари, тептяри, кряшены, сибирские, астраханские татары окажутся еще дальше от казанских татар.

В официальных документах Казани нашли отражение заслуживающие уважения положения об обязательствах Республики Татарстан по обеспечению единства и развития всех татар. В этой связи очень важно, чтобы слово не расходилось с делом.

Противоположное отношение к предстоящей переписи населения наблюдается у некоторых представителей мордовского этноса, в частности у эрзян. В отличие от татар, ратующих за этническую консолидацию, лидеры наиболее радикальной части эрзянской интеллигенции призывают к этнической дифференциации. По их мнению, «на протяжении нескольких тысяч лет для эрзянского народа не существует другого самоназвания, как ЭРЗЯ. Агрессивно-указательная политика российско-советско-российского государства, несмотря на властно-экономический ресурс, не в состоянии изменить историческую действительность... Основным и наиважнейшим итогом переписи станет юридическое закрепление нации ЭРЗЯ»[5]. Лидеры эрзянского национального движения полагают, что утвердившееся с переписи 1989 г. мнение о подавляющем численном превосходстве русских в стране может быть скорректировано общественно-политическими и экономическими событиями последних лет. К таковым они относят:

– повышение смертности и низкую рождаемость русского населения и «питающего» его финно-угорского;

– изменение национального самосознания нерусских народов в сторону кровного происхождения;

– эмиграцию на свою историческую родину представителей народов (евреев, немцев, российских финнов и т. д.), в советское время считавшихся русскими;

– приток граждан из республик бывшего СССР, стран Юго-Восточной Азии, Афганистана, приобретших российское гражданство;

– возросшую рождаемость и численность отдельных народов России, прежде всего тюркских.

Все это, как полагают идеологи эрзянского национального движения, может существенно изменить национальный состав страны не в пользу русских. Поэтому руководство страны, по мнению газеты «Эрзянь Мастор», уже несколько лет пытается фактически подменить принцип многонациональности России мононациональным.

Газета систематически обращается к своим читателям с призывами: «Дорогие мокшане и эрзяне! Не пишите "мордвин" или "мордовка", не подчеркивайте – мой язык – "мордовский". Мы эрзяне и мокшане. Записанные мордвой, мы не будем знать, где живут эрзяне, а где мокшане, не будем знать, сколько нужно книг, журналов, передач на эрзянском языке, сколько – на мокшанском, не будем знать, в каких школах вести эрзянский язык, в каких – мокшанский. Смотрите, эрзяне и мокшане, не ошибитесь! Я – эрзя, я – мокша, я не "мордвин"»[6].

Но председатель исполнительного комитета межрегионального Совета общественного движения мордовского народа профессор М. В. Мосин не столь категоричен: «как нация мы определены специалистами и нашими соседями – русскими, татарами, чувашами, башкирами, марийцами – да и всем мировым сообществом под названием мордва. Я бы записался мордвином. Что касается таких этнических групп, как эрзя и мокша, то их тоже можно указать, но настаивать совсем необязательно»[7].

Председатель Госкомитета РМ по национальной политике А. А. Утешев считает, что «для того, чтобы правильно строить национальную политику в республике, надо точно знать, сколько у нас живет эрзян, а сколько мокшан. Это, между прочим, касается и диаспоры»[8].

По мнению некоторых исследователей, произойдет уменьшение доли русского населения в России (возможно, с 82 до 70%), но не столько по причине снижения рождаемости, сколько по причине того, что миллионы россиян смешанного происхождения, до этого заявлявшие себя русскими, предпочтут сменить свою этничность и «перейти в другой народ» под воздействием изменившихся социально-политических и этнокультурных обстоятельств. Отныне безусловные преимущества для лиц смешанного происхождения предоставляет переход в категорию титульной национальности на территории республик, что это особенно скажется на этническом составе населения регионов давних культурных контактов с высокой долей смешанного населения, где до этого часто предпочтительный выбор делался в пользу русской национальности (Поволжье, Северный Кавказ). Аналогичные процессы пройдут и за пределами республик, в том числе среди городских этнических меньшинств, где разворачивается деятельность национально-культурных центров и землячеств.

Такую позицию не во всем разделяют некоторые мордовские исследователи, полагающие, что «…"неожиданности" все-таки в столь существенных масштабах не произойдет, хотя эскалация процесса реассимиляции может иметь место, особенно в тех республиках РФ, где титульный народ составляет ощутимое большинство (Чувашия, Тува и др.). Если же говорить о Мордовии, то здесь указанный процесс будет менее заметен»[9].

Активно обсуждается в академической среде республики, но пока не выносится в СМИ мнение, что результаты предстоящей переписи для Мордовии будут весьма неутешительными. На 1 января 2002 г. численность населения республики составляла 911 тыс. чел. Но есть все основания полагать, что перепись существенно скорректирует эту цифру в сторону уменьшения, так как официальная статистика не учитывает значительные объемы скрытых миграционных процессов. Это, по мнению некоторых ученых, может стать основанием для постановки на повестку дня вопроса о ликвидации Республики Мордовия как административно-территориального образования и ее присоединения к одной из соседних областей или республик.

Необходимо получить объективные ответы на целый комплекс принципиальных вопросов, возникших в результате смены государственного строя с момента предыдущей переписи населения 1989 г. Только перепись может полно и достоверно выявить тенденции движения численности жителей. Лишь на основе ее данных можно будет сделать вывод о результатах реформ 1990-х годов, ибо демография всегда являлась основой оценки социально-экономического развития общества. Демографическая ситуация в стране и регионах требует коренного пересмотра отношения государства к человеческому фактору, придания ему приоритетного значения.

Материалы переписи позволят определить социальную структуру населения страны, его дифференциацию по источникам средств существования. Данные о занятости населения и возможностях региона обеспечивать новые рабочие места необходимы для создания программ преодоления негативных социальных явлений: безработицы, бедности, люмпенизации значительной части населения. Необходима информация об уровне образования населения страны и ее регионов, жилищных условиях, условиях жизни детей, национальном составе, миграции.

Предстоящая перепись имеет и этнополитический аспект. Неблагоприятные демографические тенденции последних лет, снижение жизненного уровня большинства населения, к сожалению, укоренили в общественном сознании идеологические догмы и политические предрассудки относительно неравенства этносов России. Неопределенные перспективы дальнейшего развития страны делают их еще более живучими. Поэтому неудивительно, что в отношении к предстоящей переписи мы наблюдаем наличие полярных позиций.

В центральной и местной печати появляются материалы относительно методологии и методики проведения переписи, в частности технологии опроса населения при учете его этнической составляющей. Активно обсуждается вопрос, каких ориентиров придерживаться при сборе и первичной обработке переписных данных: указывать лишь основную этническую принадлежность (соотнесение с основным этносом) или вводить категорию двойной–тройной идентичности (с иерархическим структурированием этноса на субэтносы и субсубэтносы или этнографические группы). При этом нередко в качестве аргумента ссылаются на мордву и ее этноструктурные подразделения)[10].

По мнению Н. Ф. и Е. Н. Мокшиных, этническому самосознанию, выступающему в качестве важнейшего этнического признака, фиксируемого переписчиками в виде этнонима, присущи не только иерархичность и ситуативность. В силу своей виртуальности оно может дать простор и для этнического манипулирования, т. е. в определенных условиях может быть конъюнктурным и спекулятивным. Это особенно проявляется в случаях, когда различия между этническими подразделениями незначительны и часто не совсем воспринимаются и понимаются самими членами подразделений.

Так, негативное влияние не только на исследование этнических процессов у мордвы, но и их реальное течение оказала микроперепись населения, проведенная в 1994 г. Если бы переписчики, фиксируя национальную принадлежность, ограничились отнесением мордвы только к мордве, как это делалось ранее, не путая этноним «мордвин» («мордовка») с субэтнонимами «мокша» и «эрзя», то абсолютное большинство мокшан и эрзян назвали бы себя только мордвой, т. е. этнонимом, обозначающим их национальную принадлежность. Однако многие переписчики, особенно в Мордовии, дезинформированные нередко средствами массовой информации, особенно сепаратистского толка газетой «Эрзянь Мастор», некорректно задавали респондентам вопрос о национальной принадлежности. Минуя этнический уровень (вопрос о принадлежности к мордовскому народу), они сразу начали с субэтнического уровня (с вопроса о принадлежности к мокше или эрзе), тем самым смещая два разных этностадиальных, этноструктурных уровня, подменяя один другим, что, естественно, не могло не привести к искажению реальной этнической ситуации. По данным этой микропереписи, на территории РМ из всего ее мордовского населения лишь 3% назвали себя мордвой, 49% причислились к мокше, 48% — к эрзе. В соседней Пензенской области собственно мордвы — 69%, 31% — либо мокша, либо эрзя; на всей остальной территории РМ мордвы оказалось 99,8%, поскольку там переписчики вопрос об этнической принадлежности задавали более корректно, не путая этноним «мордва» с субэтнонимами «мокша» и «эрзя».

И было бы неправильно полагать, что эта микроперепись впервые в истории зафиксировала этническую дифференциацию мордвы на два самостоятельных народа — эрзю и мокшу, а мордва как таковая сошла с исторической арены. На самом деле она лишь зафиксировала, причем далеко не повсеместно, свою субэтническую принадлежность, отнюдь не сменив собственно мордовское этническое самосознание, этническую сущность, т. е. как была, так и осталась мордвой. Есть все основания надеяться, что в предстоящей переписи подобного рода разночтений удастся избежать.

Хочется думать, что предстоящая перепись населения не станет поводом для активизации в РМ дезинтеграционных процессов. Важно избежать демонстративного проявления со стороны национальных радикалов антироссийских и антирусских позиций. Каждый этнос имеет право на самоидентификацию. Но нельзя этого достигать за счет других народов.

Переписи 2002 г. в Республике Мордовия уделяется достаточно большое внимание как на правительственном уровне, так и в СМИ: в газетах, по радио и телевидению постоянно идет информация о ней. 7 июня 2002 г. в Госкомстате РМ прошла пресс-конференция, посвященная предстоящей переписи населения. Журналистам республиканских СМИ были представлены бланки утвержденных переписных листов, которых для Мордовии будет напечатано около 2 млн.

По утверждению сотрудников Госкомстата РМ, опросные листы с советских времен претерпели достаточно большие изменения. Так, впервые в бланке понятие «семья» заменено «домохозяйством», как принято в большинстве стран мира. Немаловажным является тот факт, что листы теперь неперсонифицированы, а сведения, заносимые в них, согласно закону «О всероссийской переписи населения», конфиденциальны и разглашению не подлежат. Кроме того, начальник отдела переписи населения Госкомстата РМ Л. Ширипова подчеркнула, что перепись будет проводиться по месту фактического проживания гражданина, а не по его прописке. Также счету подвергнутся «гости», которые будут находиться на момент переписи в стране, что позволит выявить в том числе масштабы нелегальной эмиграции.

Один из наиболее деликатных – вопрос о национальной принадлежности. Руководители органов статистики признают, что в большинстве стран подобная графа отсутствует. Но после долгих консультаций они сочли необходимым внести ее в новые бланки, мотивируя это следующим: «Перепись – единственный источник информации об этническом составе нашей страны». Причем сотрудники Госкомстата РМ не считают, что это может вызвать какую-либо негативную реакцию со стороны опрашиваемых. Более того, в условиях этнополитических реалий России и традиций многовекового межэтнического взаимодействия именно отсутствие этой позиции в опросных листах непременно вызвало бы протесты со стороны представителей различных национальностей страны.

Всероссийская перепись населения (ВПН), проведенная в 1989 г., выявила приблизительную этническую структуру страны. Нынешней акции пересчета россиян предстоит исправить допущенные погрешности и провести более точные исследования этнического состава регионов. На основе новых данных предполагается некоторый пересмотр политики государства, связанной с обеспечением прав различных этнических общностей в России. Причина такого пристального внимания к национальным республикам кроется в том, что, согласно федеральным законам о гарантиях прав национальных меньшинств, деятельность национально-культурных автономий в значительной степени финансируется из федерального бюджета.

Как показали события начала 1990-х годов, с момента проведения последней переписи этническое самосознание граждан сильно изменилось. Поэтому одна из основных задач переписи – учет всех даже самых малочисленных этносов страны. Теперь каждый мордвин может подчеркнуть свою национальную идентичность, указав в опросном листе мордвин-мокша или мордвин-эрзя, чего раньше не было.

21 сентября 2002 г. в Доме республики состоялась IV сессия исполнительного комитета межрегионального совета возрождения мордовского народа, совмещенная с семинаром «Всероссийская перепись населения – 2002: национальный аспект». В мероприятиях приняли участие глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин, члены правительства республики, заместитель председателя Госсобрания РМ Т. В. Тю­рина, федеральный инспектор по РМ Д. В. Жарков, ученые, а также 46 представителей мордовской диаспоры из 13 регионов России.

Основной темой встречи являлась подготовка мордвы, живущей за пределами Республики Мордовия, к Всероссийской переписи населения. В настоящее время в стране проживает, согласно предыдущей переписи, около 1,1 млн чел. мордовской национальности. Из них в Мордовии – около 314 тыс. чел., что составляет треть населения республики. Компактными группами мордва проживает в 43 регионах – от Калининграда до Камчатки.

Для мордовского народа, по мнению Н. И. Меркушкина, в условиях его непрекращающейся ассимиляции чрезвычайно важным является «…не забыть, не растерять ни одного мордвина или мордовки при проведении этой переписи и тем самым установить долю участия мордовского народа в общенациональном строительстве России». Такой учет для Мордовии актуален еще и потому, что республика относится к 77 субъектам Российской Федерации, в которых численность жителей из года в год сокращается. Тенденции, характерные для России, наблюдаются и в Мордовии. Это снижение доли русских и финно-угорских народов, в отличие от татар-мишарей, являющихся третьим по численности населением республики, доля которых постоянно увеличивается.

Глава РМ призвал мордовский народ подойти к предстоящей переписи ответственно и указать истинную национальную принадлежность, несмотря на проблему знания мордовских языков, невежественное толкование этнонима «мордва», стремление скрыть свою принадлежность к мордовскому этносу. «Результаты переписи крайне важны как для самого народа, так и для республики, – подчеркнул Н. И. Меркушкин. – Если они покажут значительное сокращение населения, мордва в одночасье может лишиться того, на что потрачены десятилетия и даже жизни людей – потерять свою государственность… В переписи мордвины всей России должны консолидироваться и сохранить свой статус третьего по численности финно-угорского народа и одной из крупнейших наций нашей страны».

В достижении этой цели большую роль играет активная работа национально-культурных автономий мордвы в различных регионах России. Эффективно работает Центр финно-угорской культуры в Саратовской обл., там действует экспозиция картин художников финно-угорских стран и республик. Летом 2002 г. прошел Первый областной фестиваль мордовской культуры «Балтай», в котором принял участие губернатор Саратовской обл. Д. Ф. Аяцков. Благодаря общественной организации «Масторава» Шанталинского, Иссаклинского и Похвистневского районов стали традиционными фестивали мордовской культуры в Самарской обл. Для консолидации мордовской диаспоры в условиях дисперсного проживания большую роль играет газета на мордовском (эрзянском) языке. Ряд лет выходит районная газета в г. Бугуруслане Оренбургской обл. В 2002 г. стала выходить областная мордовская газета в Ульяновской обл. Несколько месяцев назад создано национально-культурное общество «Мокша» в Белинском р-не Пензенской обл. (председатель – С. Н. Пиксин), но уже ощутима его роль в возрождении мордовской национальной культуры и мокшанского языка. Активно функционируют мордовские национальные общественные организации в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинской обл.

Для грамотного проведения переписи очень важна позиция региональных властей. Глава РМ выразил уверенность, что диаспоры будут тесно взаимодействовать с органами государственной власти Оренбургской обл. и Приморского края (их губернаторы – Чернышев и Дарькин – мордвины), Омской обл. (ее руководитель имеет корни в Мордовии), Кировской и Челябинской областей. В свою очередь Мордовия готова финансово поддержать мордовскую диаспору, оказать помощь в организации рекламных кампаний. Председатель Госкомстата РМ И. С. Цыганок пообещал обратиться с просьбой к своим коллегам из других регионов о максимально тактичном отношении к проживающей там мордве.

С докладом «Предстоящая перепись населения и задачи мордовских общественных организаций» выступил заведующий кафедрой Мордовского государственного университета д. и. н., проф. В. К. Абрамов. Докладчик проанализировал прошедшие в стране переписи и призвал руководителей мордовских национальных организаций регионов России к разъяснительной и организационной работе, направленной на то, чтобы мордовское население страны было максимально учтено при переписи и грамотно указало свою национальность.

Затем выступили представители мордвы, проживающей в Нижегородской, Ульяновской, Самарской, Саратовской областях и в Москве. Они рассказали о том, как диаспоры готовятся к переписи, о работе, ведущейся в их регионах по сохранению мордовской культуры. Наиболее интересен, на наш взгляд, опыт ульяновской мордвы, наладившей тесные связи с властными структурами, учреждениями образования и культуры области. Там созданы пять районных национально-культурных автономий, представители которых участвовали в зональных семинарах-совещаниях. На базе педагогического колледжа открыто отделение мордовского языка, в октябре 2002 г. будет проводиться Х фестиваль мордовской песни, реализуется проект книги почетных граждан автономии, планируется создание национальной редакции на областном телевидении.

Председатель правления Саратовского объединения финно-угорских народов П. Ф. Чатуров в своем докладе отметил, что в области среди финно-угров преобладает мордва – 22 тыс. чел., марийцы – 5 тыс., есть все другие представители данной языковой группы. Работа ведется только на основе единения людей, активисты есть и среди русских, многие из которых знают мордовскую культуру, язык. По мнению докладчика, «хуторское» мышление, ведущее к делению этноса на малые группы, является прямой угрозой самому существованию мордовского народа. Только на основе объединения мокшан, эрзян, каратаев и других субэтносов будет возможно возрождение мордвы. Следует с особой ответственностью отнестись к переписи, которая, пожалуй, важнее любых выборов, и еще раз заявить о себе как о единой нации.

В Оренбуржье, где мордва компактно проживает на севере и северо-западе и является третьим по численности народом области (после русских и татар) также идет подготовка к переписи. Но в отличие от многих других регионов, как констатировал В. А. Фомин, здесь нет проблем с национальным самосознанием. Причем записываться они будут именно мордвинами, а не эрзянами или мокшанами. Те, кто призывает к обратному, пытаются внести раскол в мордовский народ. Особенно печальным, по мнению выступающего, является тот факт, что сторонники разделения мордовского народа есть и в Мордовии. Ведь диаспора смотрит на Саранск как на мордовскую столицу, огромное значение придает экономическим успехам республики, когда она видит, как преобразуется РМ, – у мордвы, проживающей за ее пределами, пробуждается национальная гордость.

Организованная мордовская диаспора в Челябинской обл., по словам А. А. Алешкиной, существует уже 10 лет. Сейчас в области ведется активная подготовка к переписи. В районах с компактным проживанием мордвы созданы специальные участки, придя в которые люди могут получить консультации по интересующим их вопросам. Большое внимание уделяется агитации, чтобы люди не скрывали свою истинную национальность. Дело в том, что хотя диаспора области живет в благоприятном окружении, «мордву здесь не прижимают», многие, тем не менее, стремятся держать свою национальную принадлежность в тайне. Это, в частности, привело к тому, что в области пришлось временно отказаться  от введения в школах факультативного изучения родного языка. В структуре диаспоры преобладают эрзяне. Несмотря на это, большинство будет записываться как мордва еще и потому, что многие из тех, у кого умерли родители, не помнят, к какому субэтносу они себя относили.

Информационному обеспечению переписи посвящено выступление министра печати и информации РМ А. С. Лузгина. Он рассказал о том, что в скором времени будут подготовлены целевые полосы в республиканских и районных газетах Пензенской и Оренбургской областей, активизируется работа с районными газетами в Мордовии и за ее пределами, представил подписанное ведущими деятелями науки и культуры РМ и единодушно одобренное членами исполкома обращение к гражданам мордовской национальности, названное «Спасем и сохраним свои корни!» (см. Приложение).

Накануне Всероссийской переписи населения глава республики Н. И. Меркушкин выступил с обращением к жителям Мордовии, в котором призвал их принять участие в этом без преувеличения историческом событии. По словам Н. И. Меркушкина, каждый житель республики должен отчетливо понимать свою ответственность за судьбу страны, ее настоящее и будущее. Результаты переписи необходимы для разработки программ экономических преобразований в России. Новые данные позволят производить более выгодную социальную политику: рассчитывать уровень пенсий, заработных плат, стипендий и пособий. Данные переписи будут необходимы для корректировки пенсионной реформы и преобразований в жилищно-коммунальной сфере.

Помимо этого перепись четко определит национальный состав России. Для Мордовии, которая сегодня имеет статус национально-государственного образования, это событие может иметь судьбоносное значение. Как отмечает глава РМ, «…во многом благодаря переписи мы знаем нашу историю и соблюдаем традиции. Наш моральный долг – сделать то же самое для будущих поколений. Речь идет о том, что при предыдущих переписях число мордвы падало, хотя объективно мордовская семья многочисленна и причин для снижения численности мордвы не было, все понимали, что этот показатель был достигнут искусственно, шло естественное обрусение, многие стеснялись своей национальности, многие записывались русскими или другой национальности. Сейчас дается право писать свою национальность по происхождению, ты можешь не знать национальный язык, но если родители были мордвой или бабушка была мордовкой, ты вправе писать себя по происхождению мордвином. Это тоже важно для республики, чтобы сохранить свой статус, естественно, чем больше запишутся мордовской национальностью, тем статус республики Мордовии будет прочней и с ней будут считаться. Очень важно считаться многочисленным народом. Например, в Татарии значительно больше преимуществ, чем в других регионах, они в бюджете имеют дополнительные доходы, получают мощные средства на душу населения и больше чем многие другие регионы благодаря большой численности».

Глава РМ Н. И. Меркушкин, председатель правительства РМ В. Д. Волков и другие руководители Мордовии готовы личным примером призвать сограждан ответить на все вопросы переписи. Ведь она не просто скажет, сколько проживает людей в республике, но и окажет существенное влияние на размеры перечисляемых из федерального центра трансфертов, от этого во многом зависит благосостояние каждого жителя республики.

Республика Мордовия – не только многонациональна, но и многорелигиозна. Достаточно большое внимание предстоящей переписи уделяется Русской Православной Церковью (РПЦ). Непосредственного участия в организации переписи РПЦ не принимает, однако делает все, чтобы верующие люди в ней участвовали.

Следует отметить, что РПЦ никогда не возражала против идеи переписи, считая ее необходимым государственным и богоугодным делом. История переписи, как и история религии, исчисляется тысячелетиями, напоминание о переписи содержит и Священное Писание. Известным является факт, что эпоха христианства началась во время переписи населения Римской империи. По мнению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, необходимо чаше прислушиваться к религиозным деятелям, так как они знают не только духовные, но и простые человеческие потребности народа.

Священнослужители всегда активно принимали участие в делах государства и, в частности, в первой переписи населения России, которая проводилась по указу Николая II. За участие в этой акции многие из священников были награждены медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года». В Республике Мордовия такой медалью был награжден священник А. И. Любимов. Кстати, увидеть ее и фотографию священника можно в Республиканском краеведческом музее, где в июле 2002 г. открылась выставка под названием «Впиши свое имя в историю России». Она посвящена и прошлым переписям населения и предстоящей. На ней представлены документы, фотографии, подшивки газет, грамоты, личные вещи переписчиков дореволюционного и советского периодов.

Впервые за 100 лет перепись населения проводится на основе федерального закона. Председатель Госкомитета РМ по статистике И. С. Цыганок полагает, что необходимость принятия такого закона обусловлена сложностью организации этого мероприятия. В стране быстрыми темпами меняются социальные и экономические условия жизни, взгляды людей. В связи с этим перепись населения 2002 г. будет иметь отличительные черты. Кроме состава семьи, этнической принадлежности перепись даст сведения о домохозяйстве людей, источниках дохода. Некоторые люди обеспокоены тем, что сведения, прежде всего об источниках их доходов, могут попасть в руки не тех структур, для которых они предназначались и тем самым будут использованы против них. Однако, как уже отмечалось выше, в опросных листах фамилия и имя участника переписи указаны не будут. Поэтому И. С. Цыганок призвал жителей Мордовии точно отвечать на вопросы переписчиков, ведь от этого зависят результаты переписи.

По данным отдела сводной информации Госкомстата Республики Мордовия, в Саранске принять участие в предстоящей переписи населения в качестве счетчиков изъявили желание 1300 чел., большинство из которых уже прошли собеседование. Каждый пятый является студентом вуза, каждый второй – социальным работником (учителем, медработником, работником культуры).

Среди студентов приоритет отдается учащимся экономического, географического факультетов и историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, которым участие в переписи населения будет засчитано за прохождение практики. Организаторы переписи предъявляют к переписчикам чрезвычайно серьезные требования. В первую очередь это грамотность, ответственность, умение найти подход к любому человеку и расположить его к себе, тактичность и внимательность.

За восемь дней – с 9 по 16 октября 2002 г. – 1016 переписчикам придется опросить 339,5 тыс. горожан. На каждого переписчика в городской черте будет приходиться примерно 417 чел., чуть меньше в сельской местности – 316 чел. Всего же для проведения переписи потребуется деятельность 3,9 тыс. чел., включая переписчиков (2899 чел.), инструкторов-контролеров и заведующих переписными участками.

Все работы по подготовке к переписи населения Госкомстатом РМ осуществлялись во взаимодействии с аппаратом главного федерального инспектора, органами исполнительной власти и местного самоуправления. Для координации и согласованных действий были созданы республиканская и районные комиссии по переписи населения. За весь период ими было проведено 262 заседания, в том числе в 2002 г. – 33 заседания (республиканской комиссией соответственно – 9 и 2 заседания).

Органы МВД провели проверку полноты и правильности регистрации и учета населения по месту жительства. В результате было выявлено 14,1 тыс. проживающих без регистрации и 5,1 тыс. выбывших, но не снявшихся с регистрационного учета. Для проведения переписи было изготовлено 242 экземпляра схематических планов городов, поселков и сельских населенных пунктов с численностью 500 чел. и выше, карты-схемы районов, на основании которых проведено переписное районирование. В июле 2001 г. во всей республике составлены списки домов и сельских населенных пунктов. Разработаны организационные планы проведения Всероссийской переписи населения по каждому району, городу и по республике. Сводный план 26 марта 2002 г. рассмотрен на заседании республиканской комиссии по проведению переписи и 29 марта этого же года, согласно графику, был представлен на утверждение в Госкомстат России.

Органами государственной власти республики проделана огромная подготовительная работа. Значительное место в ней занимают информационно-разъяснительные мероприятия. Так, по состоянию на 1 сентября 2002 г. в республике опубликованы 981 статья и сообщение, в том числе в 2002 г. – 540, посвященных предстоящей переписи. На республиканском радио и телевидении в 292 передачах обсуждались проблемы переписи, в 2002 г. этому были посвящены 186 передач. Было проведено 1156 выступлений в производственных коллективах и учреждениях, 826 из которых – в 2002 г. Кроме того, оформлено стендов и уголков – 1413, подготовлено обращений и листовок – 144 вида, проведено тематических уроков в школах – 4257, прочитано лекций в средних специальных учебных заведениях – 601, в вузах – 801. Проделана большая работа по подбору помещений для переписных, инструкторских и стационарных участков. Уже сейчас активно ведутся заседания районных переписных комиссий по организации и проведению переписи населения.

По словам сотрудников Госкомстата РМ, основная проблема предстоящей переписи заключается в кадрах. В последнее время наблюдается достаточно высокая их текучесть. Многие переписчики, инструкторы, уже пройдя курс обучения, нередко отказываются от работы, считая недостаточной денежную компенсацию за ту довольно сложную, трудоемкую работу, которую предстоит проделать во время переписи. Вызывает некоторую настороженность возможная неадекватная реакция населения на перепись. Задача осложняется и тем, что в клиентуру переписчиков придется включить также и асоциальные группы населения, являющиеся территориально весьма мобильными: бомжей, беспризорников, мигрантов. Однако, несмотря на трудности, с которыми, естественно, приходится сталкиваться при подготовке и проведении столь крупномасштабных акций, есть все основания полагать, что с поставленными задачами переписи 2002 г. Республика Мордовия справится.

Информационно-разъяснительная работа является важным звеном в цепи подготовительных мероприятий к Всероссийской переписи населения. За время подготовки к переписи в Мордовии выполнен значительный объем информационно-разъяснительных работ. В целях широкого информирования населения и разъяснения о предстоящей переписи в марте 2001 г. Госкомстатом РМ и Министерством печати и информации РМ был объявлен конкурс среди средств массовой информации на лучшее освещение вопросов переписи. В марте 2002 г. подведены итоги по результатам работы за 2001 г. Награждение победителей проходило в торжественной обстановке в Госкомстате РМ, с вручением дипломов и денежных премий. Итоги второго этапа будут подведены в декабре 2002 г. Кроме того, редакцией республиканской газеты «Сударыня» в 2001 г. был объявлен конкурс среди своих читателей на знание истории переписей. Активное участие в нем принимали жители районов республики. Победителем конкурса оказался ученик 10-го класса саранской школы, которому в Госкомстате РМ вручили ценный приз.

В республике поддерживается постоянная связь со средствами массовой информации. Отдел переписи населения Госкомстата РМ готовит и направляет в СМИ информационные материалы, пресс-релизы, пресс-выпуски о переписи населения, при этом широко используется материал Госкомстата РФ и ЗАО «КРОС». Регулярными стали встречи руководителей Госкомстата республики с редакторами районных газет.

В газете «Известия Мордовия» опубликовано подробное интервью с председателем правительства РМ В. Д. Волковым, который был непосредственным участником прошедшего заседания Государственной комиссии по проведению Всероссийской переписи населения, состоявшегося 29 апреля 2002 г. под председательством Президента России В. В. Путина. В рамках недели «Полгода до переписи» в совещании с руководителями районных органов статистики и уполномоченными по переписи принял участие главный федеральный инспектор по Республике Мордовия А. М. Пыков. К этому совещанию подготовлены информационный сборник, пресс-релизы о переписи, материалы по обмену опытом МО Ковылкино и г. Саранска. На республиканском радио 27 мая 2002 г. была организована «прямая линия». В прямом эфире ГТРК «Мордовия» председатель Госкомстата РМ И. С. Цыганок ответил на вопросы жителей республики о предстоящей переписи.

Большое значение придается разъяснительной работе с молодежью. Отделом переписи населения Госкомстата РМ разработан комплексный материал для проведения лекций в вузах и средних специальных учебных заведениях, подготовлены информационные материалы для организации уроков в школах, причем отдельно для разных возрастных групп. Совместно с Министерством образования РМ, районными органами образования определен механизм проведения информационно-разъяснительной кампании среди учащейся молодежи. В рамках работы с молодежью налажен тесный контакт с крупнейшим вузом республики – Мордовским государственным университетом. Организованы встречи со студентами, на которых работники комитета статистики подробно рассказали о предстоящей переписи. В газете «Голос Мордовского университета» открыта постоянная рубрика «Всероссийская перепись населения – 2002».

Используются и альтернативные средства информационно-разъяс­нительной работы. С 21 марта 2002 г. в эфире радиостанций «МС-радио» и «Радио Шансон» звучат три рекламных ролика о переписи населения с периодичностью шесть выходов в эфир в сутки на каждой радиостанции.

Особое внимание уделяется проведению информационно-разъяс­нительной работы в столице Мордовии – г. Саранске. Организация ее возложена на уполномоченных по переписи населения. Важная роль при подготовке к переписи в Саранске отводится работе со школьниками. В большинстве школ города оформлены специальные уголки. Вопросы организации информационно-разъяснительной работы среди учащихся были обсуждены на педагогических советах школ. Администрации десяти школ сделали доклады о переписи населения на родительских собраниях. Уполномоченными по переписи проведено 13 встреч, из них 10 – на родительских собраниях, 3 – с педагогическими коллективами школ.

Интересны информационно-развлекательные мероприятия школы № 3 г. Саранска. Советом старшеклассников организована специальная группа поддержки, которая помогала проводить внеклассные мероприятия в средних и начальных классах. В 1–6-х классах школы № 15 организован конкурс рисунков, а ученики 7–8-х классов этого же учебного заведения писали сочинения-размышления на тему переписи населения. Среди учащихся старших классов школы № 33 проведена деловая игра «Я – гражданин России». В гимназии № 12 организован «Брейн-ринг» на тему переписи между командами школ № 12 и 39.

Заместитель министра образования республики И. М. Криулькин рассказал журналистам о стартовавшем проекте «Детская перепись». Это комплекс мероприятий, позволяющий в доступной форме информировать о предстоящей переписи населения детей и их родителей. С 9 сентября во всех школах проходят агитационные «Уроки переписи», на которых учащиеся узнают о демографической ситуации в стране, в городе, селе. После этого урока проводится деловая игра.

Помимо школ к информационно-разъяснительной работе активно привлекаются библиотеки. На основе информации, подготовленной специально для библиотечных работников уполномоченными по переписи, проходят тематические встречи с читателями. В библиотеках оформлены уголки «ВПН–2002». Налажено тесное взаимодействие с Центром культуры Саранска, вопросы переписи освещаются на городских массовых мероприятиях. На девяти крупных промышленных предприятиях города, имеющих заводские газеты и внутризаводское радиовещание, организована и действует постоянная рубрика «ВПН–2002». С июня 2002 г. на улицах Саранска появилась красочная реклама Всероссийской переписи населения.

Во многих районах республики также отмечается инициативный подход к проведению информационно-разъяснительной работы. Деятельность ковылкинских уполномоченных по переписи стала примером для уполномоченных других районов. На основе обобщения их опыта отделом переписи Госкомстата РМ выпущен информационный материал. 1 июня 2002 г., в День защиты детей, во многих районах и городах республики прошли конкурсы рисунков на асфальте, викторины, игры. На праздничных мероприятиях работники статистики рассказали детям и их родителям о Всероссийской переписи населения, напомнили о значимости предстоящей акции. Победителям конкурсов были вручены сувениры с символикой переписи. В республике широко используется опыт участников прошлых переписей. Встречи с участниками прошлых переписей прошли в Ельниковском, Ковылкинском, Большеигнатовском и многих других районах. В сельских районах разъяснительная работа с населением на сельских сходах и других мероприятиях.

9 сентября 2002 г. в Государственном комитете по статистике прошла очередная пресс-конференция для СМИ Саранска, посвященная предстоящей переписи населения и открытию республиканского пресс-центра «Перепись–2002». Его руководителем был назначен журналист ГТРК «Мордовия» И. Н. Бородулин. Он заявил, что пресс-центр является связующим звеном между СМИ и населением республики, которому необходимо донести достоверную информацию о переписи. В пресс-центре любой гражданин может получить исчерпывающую информацию о предстоящей переписи. Перед собравшимися журналистами выступил председатель Госкомстата РМ И. С. Цыганок. Он подробно рассказал о всероссийской акции, подчеркнул социально-экономическую, политическую и культурную значимость этого мероприятия. В отличие от других развитых стран мира, где за уклонение от переписи люди подвергаются серьезным санкциям, в России участие в ней – дело совести каждого гражданина, т. е. дело добровольное.

Наиболее острая проблема предстоящей переписи – возможное уклонение от нее определенной части населения. Речь идет прежде всего о деклассированных, люмпенизированных элементах (бомжах, алкоголиках, наркоманах, людях, имеющих проблемы с законом и находящихся в розыске). Препятствие для проведения переписи могут представлять и охраняемые особняки крупных бизнесменов. Существуют также опасения относительно того, что некоторая часть молодежи не совсем серьезно отнесется к этой акции и также попытается уклониться от нее или даст недостоверную информацию о себе. В этой связи органами государственной власти, отвечающими за проведение переписи, проводится огромная разъяснительная работа, о чем говорилось выше.

Опасения вызывает безопасность переписчиков. Криминогенная обстановка в Республике Мордовия остается сложной. Перед переписчиками могут остаться закрытыми двери некоторых горожан, напуганных многочисленными квартирными кражами. Поэтому возникает необходимость тесного взаимодействия организаторов переписи с МВД РМ, анализа оперативной информации о местах с наиболее острой криминогенной обстановкой, а также социально опасных лицах. Вместе с тем общая обстановка вокруг «Переписи–2002» – относительно спокойная, что дает основания надеяться на то, что она пройдет без эксцессов.

Нынешняя Всероссийская перепись населения осуществляется в непростое время. С момента предыдущей переписи населения ушло много представителей старшего поколения – реальных носителей языков и этнокультурных традиций. Все больше современной молодежи характеризуется ослабленным этническим самосознанием, она все меньше пользуется языком своих родителей, что связано как с субъективными причинами, так и с объективными реалиями эпохи новейших информационных технологий.

Наиболее благоприятной средой для жизни языков и консервативных национальных традиций, как известно, является деревня, потому этнолингвистическую ситуацию усугубляет заметное уменьшение численности сельских жителей. В этих условиях объективные данные переписи, в том числе показывающие реальное количество тех или иных языков, традиций, особенно необходимы для более предметного решения этнокультурных и образовательных проблем, для дифференцированного подхода к ним. Объективная статистика лучше, чем любые активисты национально-культурных движений, способна подсказать правильные пути поддержки национальных языков и культур. Примечательно, что многие аналитики называют предстоящую перепись своеобразным референдумом. Для многонациональной Мордовии особенно актуально, чтобы люди сами себя назвали теми, кто они есть, сами указали особо наболевшие духовные проблемы.


ПРИЛОЖЕНИЕ

СПАСЕМ И СОХРАНИМ СВОИ КОРНИ!

к гражданам мордовской национальности

С 9 по 16 октября пройдет Всероссийская перепись населения — важнейшая  государственная акция. Россия должна четко знать состав своей многонациональной семьи. От этого во многом будет зависеть составление будущих программ по возрождению народов, проживающих на ее необъятных просторах. Каждый народ, независимо от его численности, сохранивший себя на длительном и трудном историческом пути, имеет законное право гордиться своей историей, культурой, добрыми традициями, обычаями.

Не составляет исключения и мордовский народ. Он прошел сложный исторический путь, неоднократно проявлял героизм и бесстрашие в самых горячих битвах за Родину, в борьбе за сохранение своей самобытности, выдвинул из своих рядов выдающихся государственных и политических деятелей, военачальников, деятелей культуры, искусства, религии. Прославили его патриарх Никон, граф Николай Мордвинов, историк Василий Ключевский, просветитель Макар Евсевьев, скульптор Степан Эрьзя, певица Лидия Русланова, легендарный летчик Михаил Девятаев, полководец Максим Пуркаев и многие другие.

По количеству Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, мордва была одной из первых среди народов бывшего СССР. Только среди уроженцев Мордовии их было свыше 100 человек.

Мордовский народ имеет свою государственность. Республика Мордовия является для него местом притяжения, консолидирующим началом. Все больше возрастает экономическая роль Мордовии, о чем свидетельствует избрание ее центром ассоциации «Большая Волга». Глава Республики Мордовия мордвин-мокша Николай Меркушкин пользуется заслуженным авторитетом в Российской Федерации.

А сколько талантливых, трудолюбивых людей мордовской национальности проживает на просторах России. К сожалению, не обо всех мы знаем. Итоги переписи ответят на этот и многие другие вопросы. Подробно узнаем, сколько всего наших родичей и где они проживают.

По последней переписи (1989 г.) мордвы в стране проживало миллион сто пятьдесят четыре тысячи человек. По численности мы были  на пятом месте среди народов России и первыми среди родственных финно-угорских народов. Хочется верить, что итоги и нынешней переписи окажутся для нас оптимистичными. В связи с этим обращаем внимание наших соплеменников на один важный момент.

По положению, указание национальности в переписном листе — дело добровольное. Этот подводный камень может превратиться для нас в целую скалу. Известно, среди мокши и эрзи немало людей стесняющихся, а то и пренебрегающих своей национальностью. Это не только заблуждение, а величайшая ошибка, которая может повлечь за собой непоправимые последствия. Могут существенно сократиться ассигнования на образование, социальные программы национального развития, не будет хватать школьных учебников, книг, другой литературы на родном языке. Нависнет угроза и над национальной культурой, прессой. Непредсказуемы и другие негативные последствия. Ибо хорошо известно: карлику и великану шьют одежду соответствующих размеров.

Тот, кто отказывается от своей национальной принадлежности, тот предает могилы предков, сушит древние родовые корни, становится Иваном, не помнящим родства. Тогда откроется такая душевная язва, которую уже не вылечат грядущие века. А потомки будут людьми без рода и племени.

В переписном листе мы, мордва-мокша и мордва-эрзя, так и должны указать свою национальность. Каждый из нас должен отчетливо понимать ответственность за судьбу своего народа, его настоящее и будущее. Перепись населения — это не очередная статистическая кампания, а вдумчивый взгляд в близкое и далекое будущее. Она будет иметь судьбоносное значение для любого народа, проживающего в России.

Россия, весь мир нас знает под именем мордва. Надо помнить, что родившийся человек имя себе не выбирает. Поэтому, встретившись с переписчиком, надо вспомнить о нашем сложном и трудном историческом пути, осознать свою принадлежность к гордому, честному, хлебосольному, трудолюбивому мордовскому народу. Наша Родина — Россия. И всякий живущий в ней народ имеет равные шансы на историческую перспективу.

Наших предков крестил патриарх Никон. Дальновидец тем самым стремился проложить дорогу своим сородичам в далекое будущее. Так продолжим свой путь! Не дадим высохнуть корням вечного дерева! За это нас будут помнить и благодарить потомки.

К. Г. Абрамов — народный писатель Мордовии; М. Н. Антонова — народная артистка Мордовии и России; Н. Т. Антошкин — генерал-полковник в отставке. Герой Советского Союза; В. П. Акашкин — заслуженный артист России; М. П. Девятаев — Герой Советского Союза; А. М. Доронин — заслуженный писатель Мордовии; В. Я. Ельмеев — профессор, доктор философских и экономических наук; Н. П. Макаркин — профессор, ректор Мордовского госуниверситета им. Н. П. Огарева; В. М. Макушкин — профессор, ректор Мордовского пединститута им. М. Е. Евсевьева; Н. Ф. Мокшин — профессор, доктор исторических наук; М. В. Мосин — профессор, председатель исполкома межрегионального Совета общественного движения мордовского (мокша и эрзя) народа; Г. И. Пинясов — заслуженный писатель Мордовии; П. Ф. Чатуров — советник губернатора Саратовской области.



[1] Каверин А. В. Возрождение этноса: Экологическая концепция. Возрождение мордовского народа. Саранск, 1995.

[2] На каком языке мы говорим? //Мордовский народ: Что нас волнует. Саранск, 1991. С. 115.

[3] Столица С. 2002. 3 апр.

[4] Тангалычев К. А. Рубят народ – щепки летят //Мордовия - 7 дней. 2002. 14 авг.

[5] Эрзянь Мастор. 2002. 15 мая.

[6] Эрзянь Мастор. 2002. 22 февр.

[7] Известия Мордовии. 2002. 18 сент.

[8] Известия Мордовии. 2002 . 19 сент.

[9] Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Этнодемографические процессы в России и мордовский народ //Гуманитарий. 2001. № 2. С. 38.

[10] Соколовский С. В. Перепись 2002 г.: игры по Витгейнштейну //Этнограф. обозрение. 2000. № 4.