Научные труды
Этничность и государство
То, что государства создают нации, а не наоборот, стало уже академическим трюизмом, но государства также создают и этничность, т.е. этнические общности, из имеющегося в доступности культурного и социального материала. Классические примеры в подтверждение данного тезиса - это племенная номенклатура Африканского континента, сконструированная колониальными администрациями совместно с антропологами, а также социалистические нации и народности бывшего СССР, прошедшие процедуру «национального строительства». Более того, именно власть и государственная бюрократия превращают культурные различия в основу для политической дифференциации между народами. Однако это происходит только при определенных обстоятельствах, которые можно разделить на три категории. Во-первых, это наличие и соперничество элит, в результате чего создается базовая динамика для появления этнического конфликта. Хотя сам конфликт появляется при определенных условиях, которые имеют более широкий политический и экономический контекст, чем просто этнические моменты или групповые ценности. Для элит этническая идентичность сама становится ресурсом состязательности, а не некой заданностью, на службу которой они призваны. Гораздо чаще этнический фактор служит лидерам, а не лидеры служат этнической общности. Именно поэтому элиты изобретают и конструируют историко-культурную традицию, чтобы утвердить свои статус и легитимность.
Второе важное обстоятельство участия государства в формировании этничности связано с отношениями между элитами и государством: являются ли эти отношения отношениями сотрудничества или отношениями противоборства и конфликта. Если это отношения лояльного характера, государство чаще всего содействует укреплению этнических общностей и даже может спонсировать «этническое возрождение». Если элиты периферийного плана подвергают сомнению или вытесняют центральную власть из регионов, населяемых отличительными этническими группами, государство может подавлять или отказываться признавать существование подобных групп. Правительство Украины с удовольствием поддерживает радикальный национализм крымских татар и развитие этой общины в Крыму, видя в ней союзника в ограничении власти русской или, вернее, пророссийской части местного населения. Правительство России поддержало возрождение казачества, рассчитывая на его государственнические ориентации в периферийных регионах страны. С другой стороны, власти Азербайджана долгое время отказывались признавать наличие многочисленной этнической группы талышей и даже лезгин, стремясь создать в республике «моно-нацию». Парламент Молдовы даже принимал резолюции с отрицанием существования гагаузов как отдельного народа. Примерно то же самое делали центральные власти Украины в отношении карпато-россов.
Третье - это наличие систем коммуникации и прежде всего массового образования и печатного слова, а в последнее время - телевидения, которые позволяют государственной бюрократии и городским интеллектуальным активистам осуществлять «обучение этничности» и мобилизацию, особенно среди сельских общин, где чувство «служения нации» представляется приличной химерой на фоне повседневных забот и коммунальной солидарности. О ключевой роли государства в процессе модернизации и появлении этнического национализма как политизированной формы идентичности в свое время писали Карл Дойч, Эрнест Геллнер, Эрик Хобсбаум.
Признание важной роли государства в формировании этничности и необходимости более обстоятельного исследования этой проблемы поможет преодолеть некоторые методологические и политические тупики. Но уже сегодня можно сделать из достаточно теоретических рассуждений некоторые политически ориентированные выводы, немаловажные для всех постсоветских государств и прежде всего для России.
К этим выводам относятся следующие:
а) не существуют фундаментальные коллективные архетипы в виде этносов и принадлежность к ним не заложена в человеке изначально;
б) культурный облик и границы этнических групп гетерогенны и подвижны и они не обладают давним и строгим набором общеразделяемых характеристик и ценностей;
в) члены групп не обязательно должны действовать солидарно по их защите от внешних угроз, а тем более иметь в этой связи «права и интересы»;
г) члены группы не обладают обязательным чувством отчуждения к другим и это не может служить причиной конфликтных форм межэтнических взаимодействий;
д) для противодействия разделительным тенденциям по этнической линии панацеей является как сильное централизованное государство, так и процесс разделения власти и постоянных договоренностей.
Из вышеизложенного следует еще один вывод, а именно - что процесс формирования этнической идентичности и его трансформации в национализм является обратимым. Он обратим как по причине динамики внешнего соперничества, так и по причине внутренних различий и противоречий среди этнических общностей. Политические и экономические факторы могут вызывать стремление отказаться или принизить символическую манипуляцию культурными формами, ценностями и опытом. Вместо этого они могут предпочесть сотрудничество с другими группами или с общегосударственными структурами. Примеров подобного можно привести достаточно, но ограничимся одной цитатой из выступления председателя Госсовета Татарстана и заместителя председателя Совета Федерации Федерального собрания России В.Н.Лихачева, с которым автор этих лекций вел в 1992 г. трудные переговоры по урегулированию отношений «между Россией и Татарстаном». Это было выступление на круглом столе «Известий» по проблеме Волжского региона: «В решении обсуждаемой проблемы, как и других проблем, мы должны исходить из концепции трех «П»: патриотизм - прагматизм - профессионализм». Справедливо говорить, что Волжский бассейн - носитель некоей духовной идеи России, ее возрождения, России новой, правовой, справедливой и, добавим, богатой». А летом 1992 г., когда я приезжал в Казань в качестве федерального министра для встречи с тогдашним вице-президентом Татарстана В.Н.Лихачевым, местный теледиктор сообщил среди последних новостей о сбежавшем преступнике, машина которого «проследовала в направлении ближнего зарубежья», на территорию Башкирии.
В начало страницы