Версия для печати

"Народы России. Энциклопедия"

Последняя советская перепись 1989 г. насчитала в России 128 народов, а в вышедшей несколькими годами позже энциклопедии насчитывается ок. 150 народов и несколько сотен этнических наименований. Фундаментальное издание как бы предвосхитило следующую перепись, которая осуществилась только через десяток лет. Энциклопедия впервые показала обществу и его политикам, что культурное разнообразие России намного полнее и красочнее, чем «официальный» портрет.

Не то чтобы в советские времена было запрещено говорить и писать о культурном разнообразии страны. Писать было можно. Этнографы и ранее занимались полевой и теоретической этнографией, публиковали книги. Но пробиться через государственную доктрину «расцвета и сближения наций» было практически невозможно. Советское общество знало именно о нациях и дружбе между ними. Но об истинной культурной палитре представления были смутными, их питали газетные и журнальные статьи перестроечной поры.

В этих условиях появление 500-страничной энциклопедии обо ВСЕХ народах страны, а не только о «нациях», причем, энциклопедии с невиданным тиражом в 50 тыс. экземпляров, оказало эффект взорвавшегося (гуманитарного) снаряда. Этот снаряд поразил интеллигенцию – научную, творческую, журналистскую, писательскую, русскую, мордовскую, татарскую – разную. Оказалось, мир вокруг и внутри нас исключительно разнообразный, и наука давно об этом знает, причем знает настолько глубоко и фундаментально, что известные ей истины об этническом множестве россиян являются, если не азбучными, то уж точно – энциклопедическими. Турки-месхетинцы – о них Россия заговорила только после того, как приютила тысячи человек, спасенных от конфликта и безжалостной расправы. А в энциклопедии сведения об этом народе полны,  фундаментальны и выходят далеко за рамки описания случившегося в Ферганской долине конфликта. То же можно сказать про десятки народов, о которых общество давно позабыло. Энциклопедия «открыла» свыше десятка дагестанских народов, таких как ботлихцы, годоберинцы, кванадинцы, ахвахцы. О них узнали не только политики, но и военные. Когда в 1999 г. отряды боевиков, придя из Чечни, засели в высокогорном Ботлихе, федеральные армейские подразделения не хотели против них применять тяжелую военную технику, чтобы причинить как можно меньше разрушений уникальному селению уникального народа.

Начало 1990-х – время трудное, время всевозможных конфликтов, распадов и суверенитетов. Но после выхода в свет Энциклопедии, сепаратизм республик, увенчанный словом «нация» стал утрачивать, казалось бы, прочную идейную почву. Были нации и их исконные территории, было право на самоопределение как неизбежная линия исторического развития… А оказалось все сложнее: не нации –  а множество этнических культур, не исконные территории – а общая для сотен народов Родина, не межнациональные отношения – а отношения между людьми.

Первая в России энциклопедия о народах впервые на огромном материале показала, что не только русские – россияне, татары – россияне, но и немцы – тоже россияне, что пресловутое деление граждан одной страны на народы России и народы «преимущественно проживающие за рубежом» есть абсолютная фикция. Энциклопедия в сотнях статей поведала, что у России есть единая (хотя и не одна) История Отечества, а так называемые национальные истории – это лишь профанация науки.

 

В. Степанов

Народы России. Энциклопедия (гл. ред. В.А. Тишков). – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994