Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Феномен этничности

Понятие этничности имеет краткую историю: до 1970-х гг. этот термин редко употреблялся в работах по социально-культурной антропологии, а учебники и справочные издания не содержали его определение. С середины 70-х гг. концепция этничности стала обретать все большую значимость в антропологической теории, отчасти как ответ на меняющуюся геополитическую ситуацию постколониального мира и политическую активизацию этнических меньшинств в промышленно развитых странах. Появились различные подходы к изучению этничности, призванные объяснить сложную природу социальных и политических изменений, формирование и роль групповых коалиций, социальный конфликт, расовые и культурные взаимодействия, процессы нацие-строительства и т.п.

В зависимости от научной традиции и доктрины этничность по-разному интерпретируется обществоведами. Это понимание настолько может быть разным, что даже сам термин этничность полностью отсутствует в одних текстах, и, наоборот, является основополагающим - в других. Если мы возьмем работы российских ученых по этнической тематике, то основной их категорией будет понятие этноса, многочисленные и схожие дефиниции которого хорошо известны отечественным специалистам. Что касается этничности, то эта категория в последние годы появилась в некоторых работах, но содержание этого понятия не сформулировано до сих пор. В одном из этнологических словарей имеется казалось бы похожий термин этническая парадигма, но его содержание изложено набором случайных слов: «Вид ориентации людей в сложной социальной жизни путем создания идеальной, по их мнению, модели иерархии социальных явлений - в данном случае - представления о первостепенной важности этнических форм общности в жизни людей, о необходимости подчинения личных интересов, смысла жизни - интересам своего этноса».

В свою очередь, у зарубежных авторов понятие этноса фактически отсутствует, если не считать часть восточно-европейских и немецких коллег (среди последних используются термины ethnicum и ethnikos), а также ученых из других стран бывшего СССР, интеллектуальные корни которых сформировались в рамках единой науки под влиянием советской теории этноса. Во франко-язычной литературе употребляется понятие ethnie, но оно обозначает языковую, культурную и территориальную общность, отличающую себя от других, но и это содержание понятия стало в последнее время крайне условным. Этнии в современной французской антропологии - это не более чем «только определенный уровень социальной организации, который не дает никаких эпистемиологических привилегий, а тем более оснований для трактовки их как целостности». В зарубежной этнологии и социально-культурной антропологии этничность стала одной из доминирующих категорий с 1970-х гг., когда обозначилась смена дисциплинарного интереса «от расы к культуре, затем к этничности», а базовой единицей антропологического анализа стало не «племя», а «этническая группа».

В самое последнее время предметом исследовательского интереса социально-культурных антропологов стали более сложные общности - нации и их этнические фрагменты, идеологические общества типа социалистических, транснациональные культуры, а также более сложные связи, как, например, этничность и национализм, которые в ряде аспектов представляют собою единый феномен. Вокруг проблем этнической идентичности ведутся интенсивные дебаты. Главные темы этих дискуссий - это само происхождение, реальное или мифологическое, а также характер компонентов, составляющих специфику именно этнической идентичности в отличие от других форм идентичности

В начало страницы