Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Толерантность как основа культуры мира

Как из­вест­но, 1995 год был про­воз­гла­шен Ор­га­ни­за­цией Объ­е­ди­нен­ных На­ций годом, по­свя­щен­ным толерантности (возможно адекватнее употребление более исконного русского слова – тер­пи­мо­сть, хотя определенная и даже существенная разница между данными словами нами будет отмечена ниже). Ини­циа­то­ром это­го ре­ше­ния бы­ла ор­га­ни­за­ция ЮНЕ­СКО, а основным поборником – тогдашний Генеральный секретарь Федерико Майор. Ос­но­ва­ни­ем для этой ак­ции ста­ла оза­бочен­ность су­ще­ст­во­ва­ни­ем и да­же рос­том ря­да серь­ез­ных уг­роз для мир­ной жиз­ни чело­вечес­ких со­об­ществ и ме­ж­ду­на­род­ной ста­биль­но­сти в це­лом. Сре­ди этих гло­баль­ных вы­зо­вов бы­ли на­зва­ны пре­ж­де все­го сле­дую­щие:

·         эт­нона­цио­наль­ные кон­флик­ты;

·         дис­кри­ми­на­ция в от­но­ше­нии мень­шинств;

·         ак­ты ксе­но­фо­бии, осо­бен­но про­тив бе­жен­цев и ми­гран­тов;

·         дея­тель­ность ра­си­ст­ских ор­га­ни­за­ций и ак­ты ра­со­во­го на­си­лия;

·         ре­ли­ги­оз­ный экс­тре­мизм;

·         на­си­лие и го­не­ния про­тив ин­тел­ли­ген­ции и дру­гих лиц, ис­по­ве­ды­ваю­щих сво­бо­ду мне­ний и их вы­ра­же­ния;

·         не­тер­пи­мость со сто­ро­ны по­ли­тичес­ких дви­же­ний и идео­ло­гий;

·         не­тер­пи­мость, вы­ра­жен­ная в мар­ги­на­ли­за­ции и ис­ключении из об­ще­ст­ва уяз­ви­мых групп или в дис­кри­ми­на­ции и на­си­лии про­тив этих групп[i].

Не­тер­пи­мость дей­ст­ви­тель­но пре­вра­ти­лась в од­ну из круп­ней­ших гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­го ми­ра. Ее суть за­ключает­ся в от­ри­ца­нии и по­дав­ле­нии раз­личий ме­ж­ду от­дель­ны­ми людь­ми и куль­ту­ра­ми. Воз­ве­ден­ная на уро­вень кол­лек­тив­ной и да­же го­су­дар­ст­вен­ной по­зи­ции, не­тер­пи­мость под­ры­ва­ет прин­ци­пы де­мо­кра­тии и при­во­дит к на­ру­ше­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных и кол­лек­тив­ных прав чело­ве­ка. Не­тер­пи­мость вы­сту­па­ет про­тив­ни­ком мно­го­об­ра­зия, ко­то­рое со­став­ля­ет важ­ней­ший обо­га­щаю­щий фак­тор чело­вечес­ко­го раз­ви­тия.

Раз­личия ме­ж­ду куль­ту­ра­ми и людь­ми мо­гут вы­зы­вать раз­но­гла­сия и да­же про­ти­во­речия: это – ес­те­ст­вен­ные по­след­ст­вия де­мо­кра­тии и плю­ра­лиз­ма. Но ис­поль­зо­ва­ние си­лы для раз­ре­ше­ния та­ких про­ти­во­речий или для на­вя­зы­ва­ния от­личитель­ных взгля­дов и по­зи­ций яв­ля­ют­ся не­при­ем­ле­мы­ми. Ис­хо­дя из этих ос­нов­ных по­сту­ла­тов, ЮНЕ­СКО в пятидесятую го­дов­щи­ну сво­его су­ще­ст­во­ва­ния на­по­мнила ми­ру о тек­сте пре­ам­бу­лы сво­ей Кон­сти­ту­ции: «По­сколь­ку вой­ны начина­ют­ся в умах лю­дей, то и с умов лю­дей долж­но начинать­ся со­зи­да­ние ми­ра»[ii].

Со­вре­мен­ный мир, пе­ре­жи­вая глу­бо­кие со­ци­аль­ные и гео­по­ли­тичес­кие транс­фор­ма­ции по­сле окончания хо­лод­ной вой­ны и рас­па­да ком­му­ни­стичес­ко­го бло­ка, ну­ж­да­ет­ся в бо­лее аде­к­ват­ном осоз­на­нии воз­мож­но­стей и опас­но­стей су­ще­ст­вую­щей си­туа­ции. Не­об­хо­ди­мы но­вые экс­пер­ти­зы и но­вые ини­циа­ти­вы, что­бы со­дей­ст­во­вать ста­нов­ле­нию ин­ди­ви­ду­аль­ной и кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти, а так­же бо­лее эф­фек­тив­ных ин­сти­ту­тов, что­бы не до­пус­тить цар­ст­ва анар­хии и на­си­лия на ру­бе­же XXI ве­ка. По этой причине го­су­дар­ст­ва быв­ше­го СССР и пре­ж­де все­го Рос­сия ак­тив­но включились в про­грам­му куль­ту­ры ми­ра. В июне 1995 года в г. Якутске прошла одна из основных международных конференций года толерантности, материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими специалистами[iii]. Был издан сборник статей как прототип учебника по культуре мира и демократии[iv]. В России при некоторых научно-исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам культуры мира. При всем при этом ощущается недостаток историко-философской и культурно-антропологической проработки самого понятия и социального феномена толерантности и нетерпимости, что грозит превратить важную общественную акцию в подобие советских школьных «уроков мира», которые практиковались доброе десятилетие без какой-либо ощутимой эффективности для общества. Данная глава книги представляет собою попытку хотя бы отчасти заполнить данный пробел.



[i] См.: Резолюция ООН по объявлению Международного Года толерантности. Democracy and Tolerance/ Proceedings of the International Conference, Seoul, Republic of Korea, 27-29 September 1994/. Seoul, 1995, pp. 221-224.

[ii] Там же. C.  XI.

[iii] Толерантность и согласие: Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». Якутск, июнь 1995 г. Отв редактор В.А.Тишков, М., 1997.

[iv] Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор А.О.Чубарьян. М., 1997.

В начало страницы