|
(25.06.2008) Спрашивает Мария: Здравствуйте, Валерий! В каких случаях допустимо применения термина этнотерриториальная группа, и вообще используется ли он еще в современной науке |
Отвечает В.А. Тишков: Я таким термином не пользуюсь, и не встречал его в зарубежной научной литературе. В отечественной этнографии такой термин употребляется и даже как-то обосновывается – видимо, как этническая общность или ее часть, проживающая на определенной территории (ее часто называют «своей этнической территорией»). Но здесь сразу возникают вопросы. Во-первых, на чьей территории проживают люди другой этнической принадлежности, если они проживают в том же самом месте? Во-вторых, как быть с теми, кто выехал с этой территории или никогда на ней проживал, но ощущает свою связь с данной этнической общностью или с ее частью? Наконец, самый главный вопрос – как быть с большинством населения страны и даже мира, которое проживает в городах, где этнотерриториальных групп не существует даже в «китайских кварталах»? А если эта категория касается только сельского населения или же применяется только для анализа прошлых эпох, тогда ее нельзя считать универсальной. Этничность и территория связаны между собой, и эта связь была более сильной в прошлые эпохи. В современную эру можно говорить условно о преимущественном расселении или проживании людей той или иной национальности или же о территории преимущественного проживания людей той или иной национальности. В рамках одного государства из этого не вытекают никакие правовые последствия. Право на территорию путешествует вместе с гражданином в рамках одного государства. Исключение составляют некоторые особые права на территории исконного проживания и ведения традиционного хозяйства среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Здесь есть законом предусмотренные особые права на оленьи пастбища, охотничьи угодья и места рыбной ловли. Но сами группы этнотерриториальными также нельзя назвать. Нивх может проживать в Южно-Сахалинске, но иметь «свою территорию» (родовую-семейную, бригадную) за несколько десятков километров от города. |
|
(24.05.2008) Спрашивает Крапивинв Елена: Здравствуйте, Валерий. А где можно приобрести книгу Широкогорова о психоментальном комплексе тунгусов.Она, кажется, не переиздавалась с 1920года? |
Отвечает В.А. Тишков: Мы попробуем переиздать эту книгу в серии «Этнографическая библиотека, но нужен серьезный современный комментарий к этому изданию. Этот труд Широкогорова относится к классическим работам, хотя многое в его теоретических конструктах сильно устарело и не было принято наукой даже в свое время. В частности, его трактовка этноса. |
|
(23.05.2008) Спрашивает Николай Серов: что есть этнос относительно глобализма и повсеместных англицизмов? |
Отвечает В.А. Тишков: Я не филолог, чтобы комментировать насколько «повсеместны англицизмы». В науке английских заимствований в русском языке очень много. В последнее время англицизмы (американизмы) пришли в язык массовой культуры и даже повседневного языка типа молодежных «Вау!» или «Окей!». Но лингвисты могут меня поправить, что в русском языке до сих пор заимствования из французского еще дореволюционной эпохи могут превышать число англицизмов. Русский язык – это живая система, котолрая постоянно обогащается. В любом случае необходимо заботиться о словарном фонде и чистоте языка. Это есть задача не только для ученых и преподавателей, но и для государства в целом, ибо русский язык является государственным языком страны.
Глобализм также представляет собой отдельную проблему и с проблемой определения этноса связан косвенно. Наберите в поисковых системах Интернета слово «этнос» в английском варианте как «ethnos» и увидите, что это понятие в науке и в политике фактически не присутствует. Есть понятия этничности и этнических общностей (или групп) как формы человеческой идентичности по культурно-языковой и историко-социальной схожести людей и как определение коллективов, которые на этой основе образуются. Этнические общности – это явление глобальное и исторически очень давнее. Современная глобализация сделала разделительные границы между этническими общностями, особенно в области материальной культуры (пища, одежда, жилище, транспорт, средства связи и т.п.), уже не такими явными. Многие миллионы людей принадлежат к нескольким культурам и этническим общностям одновременно, особенно если они потомки смешанных браков. В духовной культуре (язык, фольклор, мифология, ритуалы и обряды и т.п.) различия сохраняются гораздо в большей степени. А в целом культурный багаж человека, например, россиянина, включает в себя собственную этническую культуру (например, русскую или татарскую), общероссийские ценности и культуру и элементы мировой массовой культуры.
На моем сайте в разделе научных трудов есть анализ феномена этничности и объясняется традиция и смысл употребления слова «этнос»
|
|
(04.05.2008) Спрашивает Крапивинв Елена: Зраствуйте, Валерий. Что такое психоментальные процессы и по какой методологии можно оные, принадлжащие современным эвенкам, изучить? Речь идет о религиоведческом и культурно-антропологическом аспектах.Спасибо. |
Отвечает В.А. Тишков: По вопросу «психоментального комплекса тунгусов» - своего рода классического произведения Широкогорова нужен особый разговор. До сих пор современного критического разбора этой работы и этих положений сделано не было. Там есть гениальные вещи, но много и выдуманно-романтического.
|
|
(12.04.2008) Спрашивает Нюр-Магомет Лайпанов: Нас познакомила М.А.Аствацатурова в Кисловодске. Занимаясь у нее, в ряде источников обнаружил критику в Ваш адрес со стороны Р.Г. Абд-ва. Только ли тут проблема приоритета прав человека перед правами этноса? Мне показалось, что его критика местами переходит границы науной полемики... |
Отвечает В.А. Тишков: Уважаемый Нюр Магомед!
Большинство работ упомянутого автора содержат достаточно поверхностную полемику по поводу моих положений, особенно общетеоретического и этнополитического характера. Эта критика когда-то была продиктована амбициями политика и ученого, который хотел считать себя своего рода главным человеком в этой сфере нашей общественной жизни. Особенно после того, как возглавлял Совет национальностей Верховного Совета РФ в начале 1990-х гг. Брошюры и книги этого автора написаны очень небрежно. Чего стоит хотя бы десятки раз повторяемая первая часть заголовка моей статьи «Забыть о нации. Постнационалистическое понимание национализма». Вместо прочтения статьи и разбора моих положений есть плоский вывод, что Тишков отрицает нации или желает их «отменить». Сейчас этот автор опубликовал большую книгу, нагромоздив в ней разные противоречивые конструкции и по поводу дружбы народов, и по поводу аварского суперэтноса и сомнительных высказываний Л.Н.Гумилева, но зато книгу назвал «Российская нация». Значит, идея россиийского народа как гражданской нации утверждается даже среди тех, кто был ее противником.
|