Научные труды
Толерантность как основа культуры мира
Как известно, 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций годом, посвященным толерантности (возможно адекватнее употребление более исконного русского слова – терпимость, хотя определенная и даже существенная разница между данными словами нами будет отмечена ниже). Инициатором этого решения была организация ЮНЕСКО, а основным поборником – тогдашний Генеральный секретарь Федерико Майор. Основанием для этой акции стала озабоченность существованием и даже ростом ряда серьезных угроз для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности в целом. Среди этих глобальных вызовов были названы прежде всего следующие:
· этнонациональные конфликты;
· дискриминация в отношении меньшинств;
· акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов;
· деятельность расистских организаций и акты расового насилия;
· религиозный экстремизм;
· насилие и гонения против интеллигенции и других лиц, исповедывающих свободу мнений и их выражения;
· нетерпимость со стороны политических движений и идеологий;
· нетерпимость, выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых групп или в дискриминации и насилии против этих групп[i].
Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.
Различия между культурами и людьми могут вызывать разногласия и даже противоречия: это – естественные последствия демократии и плюрализма. Но использование силы для разрешения таких противоречий или для навязывания отличительных взглядов и позиций являются неприемлемыми. Исходя из этих основных постулатов, ЮНЕСКО в пятидесятую годовщину своего существования напомнила миру о тексте преамбулы своей Конституции: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то и с умов людей должно начинаться созидание мира»[ii].
Современный мир, переживая глубокие социальные и геополитические трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического блока, нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей существующей ситуации. Необходимы новые экспертизы и новые инициативы, чтобы содействовать становлению индивидуальной и коллективной ответственности, а также более эффективных институтов, чтобы не допустить царства анархии и насилия на рубеже XXI века. По этой причине государства бывшего СССР и прежде всего Россия активно включились в программу культуры мира. В июне 1995 года в г. Якутске прошла одна из основных международных конференций года толерантности, материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими специалистами[iii]. Был издан сборник статей как прототип учебника по культуре мира и демократии[iv]. В России при некоторых научно-исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам культуры мира. При всем при этом ощущается недостаток историко-философской и культурно-антропологической проработки самого понятия и социального феномена толерантности и нетерпимости, что грозит превратить важную общественную акцию в подобие советских школьных «уроков мира», которые практиковались доброе десятилетие без какой-либо ощутимой эффективности для общества. Данная глава книги представляет собою попытку хотя бы отчасти заполнить данный пробел.
[i] См.: Резолюция ООН по объявлению Международного Года толерантности. Democracy and Tolerance/ Proceedings of the International Conference, Seoul, Republic of Korea, 27-29 September 1994/. Seoul, 1995, pp. 221-224.
[ii] Там же. C. XI.
[iii] Толерантность и согласие: Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». Якутск, июнь 1995 г. Отв редактор В.А.Тишков, М., 1997.
[iv] Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор А.О.Чубарьян. М., 1997.
В начало страницы