Научные труды
Стратегия и механизмы культуры мира
Переход обществ от тоталитаризма к демократии будет неизбежно сопровождаться сложными проблемами толерантности старого к новому и нового к старому. Противоречия и конфликтные формы развития неизбежны для посткоммунистического мира. Глобальный контекст, выраженный в разных формах соперничества, в инерции холодной войны и в быстрых геополитических трансформациях, также не способствует социально-политической стабильности и климату согласия. Уже состоявшиеся войны и конфликты, а также их последствия - жертвы, беженцы и разрушения делают еще более сложным демонтаж старой и новой ненависти и нетерпимости. Однако политике толерантности и утверждению культуры мира нет альтернативы в посткоммунистических обществах. Для их осуществления необходимы ряд начальных условий:
а) современное знание об обществе и проблеме толерантности;
б) основанная на этом знании ответственная экспертиза и рекомендации;
в) гражданская установка и политическая приверженность политике согласия и терпимости;
г) материальные ресурсы и внешняя поддержка принципов и политики толерантности.
Имеется ряд общественных сфер и направлений политики толерантности, а также конкретных механизмов и программ ее осуществления.
В социальной сфере. Необходимо руководствоваться фундаментальным принципом права человека на справедливый социальный порядок и обязанностью государства обеспечивать приемлемые условия социального существования для всех граждан и стремиться к их материальному благополучию.
Крупномасштабные трансформации форм собственности и хозяйствования не должны сопровождаться резким и массовым снижением уровня жизни, демонстрационной социальной стратификацией, маргинализацией групп населения и их социально-профессиональной дезориентацией.
В рамках программ развития и реформ должны быть сохранены гарантии против безработицы, резкого контраста между нищетой и богатством, явных диспропорций в положении регионов, территориальных и этнических групп и общин.
Должны поощряться успешные индивидуальные и кооперативные проекты и предпринимательство, способствующие сохранению культурного многообразия, социальному миру и устранению причин недовольства, ненависти и насилия, а также последствий этого насилия.
Реформы и становление рыночных отношений уже привели к принижению статуса женщин как участников процесса становления собственников, к резкому увеличению числа детей и молодых граждан, не посещающих школу, к лишению денежных накоплений и даже имущества наиболее уязвимых групп населения. Это вызывает межгрупповую и гендерную напряженность и представляет собою одну из форм проявления нетерпимости на коллективной основе.
Необходимы коррекция реформ и широкие образовательные программы для исправления ситуации.
От советского времени обществу досталось пренебрежение к инвалидам, остракизм лиц с физическими или умственными ограничениями, отсутствие социальных мер и законов, обеспечивающих возможно равный статус этих групп населения и терпимое к ним отношение. Необходимо выделение ресурсов и психологическая работа с населением, чтобы радикально изменить ситуацию. Гуманное отношение к уязвимым и нуждающимся членам общества есть наиболее эффективный путь утверждения климата толерантности.
В сфере государственного устройства и управления. В сложных по составу населения государствах бывшего СССР необходимы объединяющие доктрины и ценности, построенные на приоритете гражданских начал и прав человека, и недопускающие приоритеты партикуляризма и исключительности. Россия и другие постсоветские государства могут состояться как жизнеспособные гражданские нации только основываясь на идеологической доктрине многокультурности и плюрализма.Государственные устройства и политические институты должны отражать и гарантировать региональное и культурное разнообразие населения, а также территориальную и социально-экономическую целостность отличительных групп, в том числе через механизмы федерализма и децентрализации власти.
В Российской Федерации и в других посткоммунистических странах должны быть приняты и эффективно исполняться законы, предотвращающие дискриминацию по полу, этнической и религиозной принадлежности, а также обеспечивающие права граждан, принадлежащих к различным меньшинствам. В то же время сама доктрина меньшинств и некоторые международно-правовые нормы не могут быть механически перенесены и применяться на территории бывшего СССР, где, с одной стороны, уже достигнут более высокий статус коллективного внутреннего самоопределения, а, с другой стороны, крупные старожильческие группы населения справедливо требуют равнообщинного статуса и не приемлют даже сами понятия и статус «меньшинств».
Все правительства должны разработать сильные политические программы по предотвращению и противодействию всем формам ксенофобии, межгрупповой ненависти, экстремизма. Эти меры могут включать не только механизмы судебно-правовых ограничений и наказаний, но стратегию игнорирования, изоляции и ограничения паблисити для экстремистских групп. Будет ошибкой повторять советскую практику преследования инакомыслия, которая в условиях демократии и социально-политических кризисов может вызвать обратную реакцию неоправданной мобилизации и придания значимости сторонникам ненависти и нетерпимости.
Органы государственной власти обязаны осуществлять необходимые меры воздействия и наказания инициаторам и исполнителям насилия, особенно этнических чисток и вооруженных погромов. Ни российские власти, ни власти других государств пока не справились с этой задачей, а виновники беспорядков и насилия обретают сомнительную славу среди манипулируемых соплеменников, сохраняют высокие посты, пользуются покровительством высших лиц государства. Необходимо срочно распространить процедуру Международного суда по расследованию массовых преступлений на территории бывшего СССР, как это уже сделано в отношении территории Югославии.
Важная специфика постсоветского пространства - это утраченный контроль за огромными арсеналами оружия, которое позволяет превратить нетерпимость и вражду в открытое насилие и войну. Именно фактор попадания оружия, в том числе и оружия массового поражения, в руки безответственных политиков и маргинальных элементов позволил организовать войну, конфликты и чистки на территории России и других стран. Необходимы срочные и совместные меры по контролю за доступом оружия гражданскому населению и по его изъятию.
Второе обстоятельство, порождающее нетерпимость, - это безнаказанность и бесконтрольность лидеров, их низкая моральная и правовая культура. Советский управленческий стиль разносов и человеческого унижения продолжает публично демонстрироваться как с заседаний российского правительства, так и в повседневных общениях чиновников и в более широкой сфере служебных отношений начальников и подчиненных.
В сфере образования и культурной политики. Интеллектуальная элита совместно с соответствующими органами власти и общественными организациями должны разработать простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий обучения, так и для средств массового воспитания, включая информационные институты.
Большинство классных комнат в России и других странах сегодня представляют микрокосмос культурного многообразия своих сообществ и поэтому нуждаются в новых педагогике и содержании образования, отражающих знание и понимание других народов, их культур и истории, а также понимание общности и единства человеческих сообществ.
Важно прививать молодым поколениям чувства открытости, альтруизма, уважения к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники и опасности враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.
Ученые и практики образования должны понимать и научить различать симптомы нетерпимости на их ранних стадиях и в неявных формах: это - оскорбительная и пренебрежительная лексика, унижающая людей другой культуры, религии или пола; это - использование негативных стереотипов и обобщающих предубеждений; это - поведенческий остракизм и изоляция; это - коалиции и группировки, построенные по избирательному принципу. Такие явления нуждаются как в открытом осуждении, так и в настойчивой и умелой профилактике.
Ответственные лица, социальные работники и общественные активисты должны энергично реагировать на опасные проявления нетерпимости в обществе, в том числе в местных общинах, и принимать эффективные меры против таких актов, как преследования и запугивания в целях выживания с места жительства или изгнания из организаций и групп, осквернение чужих религиозных и культурных символов и сооружений, насильственное изгнание.
В условиях таких новых явлений, как массовые перемещения людей и беженство, необходимо проводить разъяснительную работу среди местного населения о характере новожителей, а среди мигрантов и беженцев разъяснять местные традиции и необходимость их соблюдения.
В системе школьного и высшего образования, а также в повестке гуманитарных исследований должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире: школьники и студенты должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегации. Однако недопустимы гипертрофированные, обретающие сакральную форму интерпретации только собственного народа или группы как жертвы и страдальца в результате действий других народов. Такая односторонняя проекция вызывает нетерпимость и вражду, ограничивает установки на межкультурные взаимодействия.
Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местную ситуацию, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также равивать способности к критическому самоанализу. Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные меры, приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации. В современной системе обучения и воспитания должны присутствовать курсы, разъясняющие природу прав человека и отвергающие любые формы проявления нетерпимости. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают понятия: расизм, антисемитизм, национализм, фашизм, ксенофобия, сегрегация, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования. Это знание должно сопровождаться изучением местных ситуаций и их оценкой в свете международно-правовых норм и национального законодательства.
В начало страницы