Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Роль Общественной палаты в развитии межнациональных отношений, противодействии ксенофобии и экстремизму

Опубликовано в "Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации. Справочные и итоговые материалы международного семинара "Международные правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их соблюдения", Москва, Минрегионразвития, из-во "Проспект", 2006 г.

На мой взгляд, Всероссийское совещание проходит, может быть в момент, когда действительно можно очень многое сделать, причём сделать новое, свежее и реальное, как по части преодоления кризисных ситуаций, "больных" проблем, так и по части закрепления позитива, который, несомненно, в России имеется в этой сфере – сфере культурного развития особенно. Причём этим возможностям не отдаётся должное, а нужно бы это сделать как на уровне страны – на уровне центра, Москвы, федеральном, так и в регионах, где уже накоплен колоссальный опыт, ведется огромная деятельность.

Комиссия по толерантности и свободе совести Общественной палаты Российской Федерации, хотя в названии и не имеет, не обозначает проблемы этнокультурной или национальной политики, но, тем не менее, мы этим занимались, и будем заниматься. Возможно со временем, будет внесена и какая-то корректива в название Комиссии. Палата тоже как бы ищет себя и ещё такой молодой институт. В данном случае цель видится в трёх направлениях: первое это – содействовать диалогу общества и власти в данном случае в сфере деятельности Комиссии, в сфере религиозной жизни общества, жизни российских национальностей, сохранения и поддержки этнического многообразия российского народа, утверждения гражданско-российской идентичности среди россиян, преодоления различных форм экстремизма, прежде всего конечно ксенофобии и насилия, которые мотивированны расовыми, религиозными или же этническими мотивами. По этим направлениям кое-что уже удалось сделать. В частности, 14 апреля 2006 года на первом пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации первым же вопросом обсуждался именно это вопрос – доклад от Комиссии. Были приняты рекомендации.

К сожалению, совпали по времени проведения Всероссийское совещание и заседания на одну и ту же тему в Государственной Думе, где одновременно четыре комитета проводят конференцию по проблемам многонациональной России в XXI веке. Хотелось бы отметить, что проект рекомендаций Всероссийского совещания и рекомендации, предложенные заседанием конференции, перекликаются. На мой взгляд, это важно, это свидетельствует о возросшем уровне общей ответственности, понимания и очевидного движения друг к другу. Нам необходимо закрепить этот политический момент, чтобы общественные структуры и организации, включая и ту, которую я представляю – Общественную палату Российской Федерации, в также Комиссию, сконцентрировали свои усилия в целях преодоления возникающих кризисных ситуаций в обществе, в том числе и в сфере межнациональных отношений.

Комиссией направлены всем главам субъектов Российской Федерации письмо и брошюра – рекомендации Общественной палаты по внедрению установок толерантности, профилактике и противодействию экстремизму в российском обществе. Просил бы вас – представителей субъектов Российской Федерации, включая и органы местного самоуправления, ознакомиться с ними. В проекте рекомендаций совещания первым пунктом как раз значится рекомендация: обращать внимание и оказывать методическую консультативную помощь органам местного самоуправления.

Я сторонник того, что 90 % проблем, а также конкретных позитивных дел связанны с сохранением нашего многонационального богатства и преодоления также кризисных, конфликтных ситуаций может и должно осуществляться на уровне прежде всего местных сообществ.

В этой сфере многое еще не сделано. Отсутствуют и исследования учёных по этой проблеме. Нет ответов на вопросы: что делать на уровне местных общин, местных органов власти, рядовой общественности. Важно в этой ситуации привлекать родительский, преподавательский корпус, местных журналистов. Это очень мощный отряд и он непосредственно имеет дело с тем, что случилось там сегодня днём или вчера вечером, на танцплощадке или где-то еще.

Второе направление деятельности Общественной палаты Российской Федерации – это экспертная работа. Эта функция предписана законом об Общественной палате: экспертиза принимаемых законов – федеральных, и не только федеральных или других различных государственных актов и правоприменительной практики. Комиссия пытается оказать содействие в непростой ситуации, которая сложилась на сегодня, в отличие от других комиссий, где многие стороны этого направления уже отчётливо отработаны. Что касается применительно нашей Комиссии, то она не располагает огромным количеством законов для регулирования названными процессами.

Полностью согласен с Эльдусом Губайдулловичем Илишевым, который в своем выступлении заметил, что ещё хуже, когда совсем ничего нет, и необходимы хотя бы законы, пусть рамочные, пусть немножко идеологической направленности, обозначающие какие-то принципы. Не причисляю себя к сторонникам тех, кто утверждает, что было там 30, 40 законов принято в сфере этноконфес-сиональной, которая регулирует это направлении жизни нашего общества. Главное чтобы были какие-то очень чёткие правильные ориентиры, которые не закрывали бы возможность творчества тех людей, кто во власти, как и в других сферах.

В этом отношении поддерживаю проект рекомендаций совещания, в которых намечается некий, может быть, вы не обратили внимания, но выход из тупика, точнее возникшего методологического тупика. Государственная Дума разработала проект закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации". Мне кажется, сегодня следует поддержать и зафиксировать в рекомендациях необходимость разработки Минрегионом России проекта закона "Об этнокультурном развитии регионов Российской Федерации". Такая заявка заслуживает признания.

Заслуживает поддержки и проект программы об основах этнокультурного развития в Российской Федерации. По своему содержанию и целям – это чрезвычайно интересное и важное направление, оно избавляет нас от двух ошибочных стратегий, которые в прошлом сложились. Одна из них была программа государственная, базировавшаяся на основе языковых семей, то есть поддержке там тюркских, финно-угорских, славянских, ну я не знаю, сколько у нас ещё можно языковых семей, можно обратиться к классификации Гринберга (американский лингвист), который сегодня далеко не всеми признаётся, и уж для специалистов ясно, что между удмуртом и венгром на порядок меньше общего, чем между удмуртом и чувашом, и русским, и мордвином, с которым он живёт столетиями. И делать отдельно выборочную программу по финнам и уграм, да ещё и соединяя финнов и угров, что тоже, кстати, очень условная классификация. Это не очень правильна стратегия, когда на одной и той же улице одни получают одну поддержку, а другие ничего не получает, и когда семь тому назад был поставлен вопрос именно в такой плоскости, то министр по делам национальностей одной из республик удмуртских не буду говорить, какой заметил: "Ну, как же так, нам эта программа нужна!". Я спрашивал его: зачем? – "Ну, у нас же там дети учатся" – имея в виду Венгрию или Финляндию. Но одно дело "дети учатся", а другое, всё-таки, целостность и правильность подхода. Необходимо обращаться на практике государственной и общественной к тому общему комплексу, общероссийскому или региональному, который на данное время существует.

Региональная общность – это не химера. Скажем татарстанская общность, где и русские, и татары, и другие живут уже совместно столетиями, включая и ту же Казань. И во время тысячелетия Казани было видно, что это один народ празднует юбилей. И именно для этой цели выделялись средства, но, пойдя по пути принятия программ по языковым семьям, итог будет мало результативным. Эта сторона проявила себя и применительно к реализации закона о реабилитации репрессированных народов. Нужны были, там, скажем, отдельные законы? Даже предполагалось их разработать и принять. Я не хочу констатировать, что это совсем всё бесполезно: это дало некоторые позитивные результаты, но сама стратегия была очень уязвимой.

Только подход такого регионального плана, где бы воспринималось всё сообщество, которое проживает в Чувашии или в Свердловской области или в Оренбургской области, а области порой не менее в этническо-религиозном плане многообразны, там необходима ещё, может быть, более интенсивная работа, чем в некоторых республиках. Этот подход является универсальным и не разделяющим, он не проводит ненужные границы межгрупповые, когда люди обнаруживают, что они, оказывается, к совсем другим мирам принадлежат. Всю жизнь жили в одном регионе вместе, общались, и вдруг оказывается, один в тюркско-татарской цивилизации живёт, а другой в какой-то другой, а они всю жизнь проработали в одном учреждении, одни и те же пенсии поют.

На сегодня отсутствует какая-то конкретная позиция по коррективам Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, но немного жаль ту работу, которая была проделана ещё при Министре по делам национальностей В. Ю. Зорине, а также с участием присутствующего здесь Николая Федоровича Бугая, который много работает, и продолжает трудиться в Мин-регионе России. Проект того документа прошел всестороннюю экспертизу в субъектах Российской Федерации, однако кому-то, не понравился то ли в администрации президента, то ли в министерстве, а может по другим причинам. Должность министра была упразднена. По моему мнению, это ошибка.

Подготовленный проект Концепции достаточно неплохой – развивающий Концепцию 1996 года, а не опровергающий ее – был как бы похоронен. Все вновь начиналось с чистого листа. Трудно сказать в какой ситуации находится документ, но, видимо, Концепция нужна, как некий концептуальный документ. Однако документ требует увязки с этим основным рамочным законом, и, чтобы был написан одним языком. Очевидно, с Концепцией пора уже заканчивать. Мы выражаем готовность оказать поддержку Минрегиону России, возможно, надо создать какую-то совместную рабочую группу в рамках Общественной палаты или экспертное сообщество.

Не отрицая многообразие этническое, религиозное и прочее общество, всё-таки, представляет единый российский народ, исторически сложившийся, который представляет собой гражданскую нацию. Иван Александрович Ильин замечал по этому поводу ещё и как "многонародную нацию". Это нисколько не отрицает существование среди россиян понятия принадлежности к собственным этническим культурам, к своим собственным этнонациям. Эту позицию необходимо разъяснить очень чётко и ясно.

В начало страницы