Научные труды
Как предотвратить третью чеченскую
Профессор Валерий Александрович Тишков уже много лет возглавляет Институт этнологии и антропологии РАН. Он объездил мир, знаком не понаслышке с проблемами многих народов. Сепаратизм, вооруженный экстремизм - область его научных интересов. Однако Кавказом занимается не только как ученый. В 1992 году, не оставляя институт, вошел в российское правительство в качестве председателя Комитета по делам национальностей. Через восемь месяцев ушел в отставку - не мог согласиться с невниманием тогдашнего руководства страны к острым национальным проблемам в России.
Послевоенная реконструкция Чечни будет долгой и сложной. Но есть несколько основных направлений в этой работе.
Первое. Прежде всего надо помнить, что независимость и самоопределение народа Чечни - это две разные вещи. Полная государственная независимость от Российской Федерации невозможна. Но Чечне, очевидно, должно быть обеспечено самоопределение, включая государственный статус республики и высокую степень самостоятельности внутреннего управления. Тут возможно многое в рамках современного понимания федерализма, о чем не знали или не хотели знать те, кто выдвинул ошибочный проект "явочной полной независимости". За эту ошибку лидеров и идеологов, а также внешних подстрекателей пришлось заплатить очень высокую цену...
Даже если будет введено прямое президентское правление, у жителей Чечни должна быть уверенность, что их суверенитет будет сохранен при поддержке всей страны, что они смогут восстановить основы гражданского управления, что ими не будут командовать наместники или военные коменданты.
Второе - меры по изменению общественного климата после двух тяжелых войн, в которых убито, по моим оценкам, около 40 - 50 тысяч (именно эта, несомненно, более точная цифра должна, считаю, официально быть объявлена, а не мифические 100 или 120 тысяч) граждан русской, чеченской и других национальностей. Всеобщее замирение (позитивный мир, а не просто окончание войны) возможно и необходимо. Стране нужно позаботиться о здоровье и о жизненной судьбе "наших мальчиков", имея в виду не только федеральных военнослужащих, но и тех, кто сегодня в чеченских городах и селах заморочен первобытными проповедями, лишился родных и крова, ранен или болен.
Взрослое население страны должно показать пример замирения состраданием и конкретной помощью. Во многих российских семьях есть добротные вещи, лишние книги и учебники, а также и денежные средства, в которых так нуждаются пострадавшие от войны в Чечне. Нужна срочная общероссийская кампания помощи Чечне и беженцам из Чечни. Чеченцы не меньше желают замирения, чем вся остальная Россия. Нужнее всего начать работу с детьми, особенно в школьном мире. В некоторые районы Чечни могли бы поехать учителя и преподаватели из других регионов России. Нужен внутрироссийский "корпус мира для Чечни", который включал бы молодых людей разных профессий (врачей, социальных и культурных работников, агрономов, инженеров и других специалистов). Без этого корпуса, только военным и милиционерам вместе с изрядно побитыми и дезориентированными местными жителями проблемы реконструкции республики не решить.
Третье - усилия по возврату к мирному труду и к мирной жизни разных категорий населения Чечни. В Чечне сегодня - своего рода "реванш" села над городом, малограмотный парень с оружием выше старого человека, вор и насильник успешнее честного работника, сельский мулла сильнее закона. Такого не было в Чечне до 1991 года, когда взрослое население трудилось и жило по тем же законам и правилам, что и вся страна, какими бы хорошими или плохими ни были эти правила. В Чечне сохранялись обычаи, своя собственная культура и язык, как и у других российских народов, в своем человеческом поведении чеченцы не отличаются от других граждан. Образ "других" (враждебный или романтизированный) был создан уже в годы конфликта, но он - этот образ - такое же уродливое порождение, как и сама война.
Восстановить основы социальной жизни в наполовину обезлюдевшей Чечне трудно, но возможно. Главная опора здесь должна быть на мужчин и женщин среднего возраста. Не следует идеализировать роль тейповых структур (во многом полумифических) и священнослужителей (во многом самозваных) в восстановлении социального порядка. Собственно говоря, до Дудаева так и было, пока он не стал выдумывать "тейповые съезды" и другие новации, разрушавшие элементарную государственность и закон.
Помимо восстановления власти и минимального порядка, главная трудность - преодолеть послевоенную апатию населения, восстанавливать, казалось бы, невосстанавливаемые разрушения. Постконфликтная апатия - общераспространенный синдром. Он преодолевается с первыми реальными успехами. Именно поэтому Грозный должен быть восстановлен, как и вообще городская жизнь Чечни - основа жизнедеятельности современного общества.
Четвертое - возвращение гражданам Чечни уверенности, что именно они, а не внешние силы должны и способны решать их собственные дела. Для этого следует оградить израненное и ослабленное общество от внешних провокаторов или безответственных манипуляторов. Зарубежные идеологи, в том числе и чеченские эмигранты, будут продолжать свою войну против "империи" и за "свободу Чечни". Найдутся и московские подстрекатели, в том числе из числа живущих в комфорте чеченцев или радикальных правозащитников. За эти внешние призывы и экстремизм лидеров народ уже заплатил дорогую цену. Обсуждать с чеченцами нужно все действия и программы. Мир должен устанавливаться прежде всего в головах людей. Пусть чеченцы могут выбирать не самые идеальные программы восстановления, но зато это будут их планы и программы, в которые они вложат свое понимание и свою волю к осуществлению.
Как бы это ни было трудным и казалось невероятным, но возвращение русских жителей, и прежде всего старожилов, в Грозный, в станицы просто необходимо. Лишь благодаря этому Чечня сможет восстановить свой культурный и социально-экономический потенциал, который был до конфликта. Ведь русские - это интеллектуальная элита, основная сила и в промышленности, и в образовании, и в культуре.
Пятое - Чечню не должно забывать российское общество, и прежде всего средства массовой информации. Именно сейчас нужен чеченский канал на российском телевидении (на русском и чеченском языках). Трансляцию на Чечню легко обеспечить, а в Чечню доставить помощь в виде телевизоров в каждый чеченский дом, если его там нет. О чем вещать? А прежде всего о мире и о работе в Чечне и еще о многом, в том числе и об общероссийских делах.
Чечня - это проблема общенационального значения, это испытание новой России на способность исправлять собственные трагические ошибки и отвечать на внешние угрозы. Выдержим это испытание - не будет третьей чеченской войны. А выдуманных Ельциным и Масхадовым 400 лет вражды между Чечней и Россией никогда и не было.
Шестое - утверждение в армии и других федеральных силовых и гражданских структурах, действующих в Чечне, особых норм и правил отношения к населению, к боевикам, к самим себе. Необходим "сухой закон" для военнослужащих на период службы в Чечне (в Боснии ведь российские миротворцы способны его соблюдать). Необходимо гуманное отношение ко всем категориям невоюющего населения и соблюдение международно-правовых норм в отношении боевиков.
Седьмое - нужны меры морального воздействия на российских политиков и общественных активистов, которые открыто призывают к предоставлению Чечне независимости. Эти призывы - не что иное, как призывы к нарушению Конституции страны, они аморальны в отношении большинства населения Чечни, проживающего за ее пределами, оказывают разрушительное воздействие на армию.
Восьмое - нужно принять срочные меры на международной арене по защите действий российского правительства и разъяснению ситуации в Чечне.
Девятое - Чечня сейчас демонстрирует полный провал Генеральной прокуратуры и других судебно-правовых инстанций страны. Нет информации о ходе расследования терактов, преступлений чеченских террористов, нет информации и о возбужденных делах... Создается впечатление, что все воюющие чеченцы будут отпущены без наказания в случае прекращения сопротивления. Нужно объявить список имен людей, которые будут судимы в любом случае.
Десятое - требуется больше и шире освещать жизнь и деятельность чеченцев в Чечне и за ее пределами, как части российского согражданства, не представлять их в образе "гордых дикарей", показывать, как чеченцы обустраивают свою жизнь.
Все это - неполный перечень необходимых направлений грядущей работы. Но хотя бы основное.
Труд, № 63, 6 апреля 2000.