Версия для печати

Еще раз об этнологической экспертизе в России

На обложке данного номера бюллетеня Сети этнологического мониторинга не указаны ее давний спонсор-Корпорация Карнеги Нью-Йорка и наш американский партнер - Группа по урегулированию конфликтов из Кембриджа (штат Массачусетс). Недавно Сеть зарегистрирована Минюстом России как неправительственная и некоммерческая организация, цель которой-осуществлять экспертный мониторинг межэтнических отношений с целью раннего предупреждения конфликтов на территории бывшего СССР. Отныне Сеть не имеет внешних спонсоров, кроме оказывающих скромную поддержку Российской Академии наук в лице Института этнологии и антропологии РАН и Миннауки России, и будет пока продолжать свою деятельность за счет энтузиазма и преданности делу ее членов. Представители Сети ныне работают на территории 12 постсоветских государств, включая 20 регионов Российской Федерации, в том числе в Чечне.

Можно поздравить тех немногих противников и скептиков, а также конкурентов, которые пытались подвергнуть сомнению эффективность деятельности Сети или просто ее разрушить. По какой-то странной иронии в этой команде оказались как западные экспертные проекты и неправительственные организации, желающие осуществлять аналогичную деятельность в первую очередь в России, так и отечественные спецслужбы (прежде всего Служба внешней разведки России), которые не видят разницы между заезжими авантюристами в союзе с местными радикалами и ответственной независимой экспертизой, осуществляемой под руководством российского академического учреждения и координируемой российским ученым. В эту же группу противников Сети этнологического мониторинга попали наиболее антироссийски настроенные эксперты из Эстонии, Литвы и Грузии-государств, представительство которых так и не удалось пока обеспечить в этом уникальном проекте, а также представители властных структур некоторых российских республик, в адрес которых далеко не всегда дается комплиментарная информация.

Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов имеет уже достойную историю и хорошую репутацию среди российских и зарубежных экспертов и политиков. Бюллетень Сети, серия моделей этнологического мониторинга на основе специально разработанных индикаторов, ежегодные доклады и другие публикации активно используются работниками федеральных и региональных органов власти России, политиками и специалистами других государств СНГ и стран Балтии. Нам нет необходимости отвечать на абсурдные обвинения, что данный проект представляет собою "хорошо легендированную" систему сбора информации "двойного назначения" и даже собирает "данные об урановых месторождениях" в России. Ответственный за слежку оказал плохую услугу своему начальству, подготовив пущенную по верхушке российской власти бумагу под названием "Об этнологическом мониторинге в странах СНГ", в которой мониторинг представлен как коварная западная затея против России. Во-первых, сам термин "этнологический мониторинг" и вся идея проекта, включая систему индикаторов, принадлежит лично мне, и этот приоритет мне не хотелось бы отдавать "противникам России". Во-вторых, никакой информации в чей-либо специальный адрес Сеть никогда не представляла, кроме той, которая публикуется открыто или сохраняется в Банке данных по этничности и конфликтам Центра по изучению и регулированию конфликтов Института этнологии и антропологии РАН. В-третьих, участники Сети не собирают информацию на местах, ибо основная методология строится на экспертном анализе только открытой информации и на личных исследовательских материалах.

В настоящий момент участники Сети этнологического мониторинга представляют собою одно из наиболее квалифицированных объединений экспертов в данной области, которые обрели опыт объективного и ответственного (политически не ангажированного) анализа, а также хорошую теоретико-методологическую подготовку и широкий кругозор после проведения своих ежегодных семинаров в таких конфликтных регионах, как Кипр, Ольстер, Шри Ланка, Хорватия и Каталония. Что означает предложение Службы внешней разведки России "огосударствить" данный проект и даже создать специальный государственный комитет по этнологическому мониторингу? Всего лишь повесить на налогоплательщиков еще одну ораву чиновников, которые будут писать "чего угодно" начальству. И как себе представляется участие в этой структуре экспертов из Азербайджана, Латвии, Молдавии и других стран? Неужели в государственных органах постсоветских государств и прежде всего в России так не сложилось понимание необходимости и важности иметь именно независимую экспертизу, тем более что она осуществляется на базе Российской Академии наук, существующей на федеральные средства?

В этой ситуации можно было бы понять предложение сделать Сеть своего рода экспертным цехом межправительственных структур СНГ или предложение российских госслужб оказать финансовую поддержку Сети. Почему государственные структуры США и западно-европейских стран спонсируют многочисленные исследовательские и так называемые неправительственные проекты в области конфликтологии и почему этого не делают государственные структуры России, которые должны быть больше всего заинтересованы в выращивании отечественных экспертных служб и в отстаивании ими приоритетных позиций перед наплывом представителей различных западных проектов, особенно в регионе Кавказа? Разрушить единственный авторитетный российский проект международного характера достаточно просто (стоит только местным "кураторам" посильнее нажать на местных экспертов), но что тогда придет на смену, кто займет эту нишу и приберет к рукам уже состоявшихся специалистов? Нам уже неоднократно приходилось отбиваться от подобных попыток различных зарубежных сетей и специалистов растворить Сеть в своих собственных программах. Но находиться в течение ряда лет как бы "между двух огней" не очень-то приятно, и энтузиасты полезного дела могут его просто забросить.

Но все это, скорее, безадресные жалобы, и у нас мало надежды на интересные предложения. Именно поэтому мы будем по возможности продолжать свою деятельность, в том числе искать партнеров и спонсоров, а также расширять географию Сети за счет российских регионов с многоэтничным населением и наличием реальных или потенциальных проблем и конфликтов. В 1999 г. успешным был совместный с Миротворческой миссией на Северном Кавказе проект подготовки независимого экспертного доклада "Пути мира на Северном Кавказе". Публикация этого доклада стала заметным событием, ибо, по мнению авторитетных политиков и специалистов, в том числе и из самого региона, этот доклад является наиболее всесторонним и глубоким анализом проблем Северного Кавказа и содержит ценные рекомендации в адрес политиков и управленцев, а также общественных сил разного уровня.

В январе 2000 г. Сеть подготовит очередной доклад "О состоянии межэтнических отношений и конфликтов в постсоветских государствах", который будет направлен всем нашим адресатам. Будет продолжен выпуск моделей этнологического мониторинга по ряду стран СНГ и российским регионам. Этот подпроект мы намерены завершить в 2000 г. итоговым сравнительным анализом примерно 15 выпущенных книг по модельному описанию регионов и стран. Эта работа будет представлена также в ЮНЕСКО, которая оказывала поддержку в рамках программы МОСТ (Регулирование социальных трансформаций). Если будут найдены средства, продолжится и выпуск Бюллетеня Сети этнологического мониторинга. Европейская инициатива в области демократии и прав человека поддержала микропроект по созданию независимой телепрограммы по раннему предупреждению конфликтов, который будет осуществляться в партнерстве с международной организацией Форум по раннему предупреждению и реагированию, одним из учредителей которого является Сеть этнологического мониторинга.

Мы с определенным оптимизмом и с надеждами смотрим в будущее. Сеть этнологического мониторинга своей деятельностью будет способствовать более гармоничному развитию межэтнических отношений и предотвращению конфликтов в странах бывшего СССР, а также содействовать разрешению уже случившихся конфликтов.