Версия для печати

Как разрешить осетино-ингушский конфликт

В данном выпуске бюллетеня содержится обстоятельная информация об обострении си-туации в зоне осетино-ингушского конфликта. Ее автор, Л.Дзугаев, постарался дать обзор событий, которые явно свидетельствовали о нарастании напряженности и, как известно, достигли своей кульминации после обстрела автобуса с возвращающимися в Пригородный район ингушскими беженцами и гибели не-скольких пассажиров. Ситуация грозила вер-нуться к новому циклу вооруженных мас-штабных столкновений. Действия федераль-ных властей, особенно поездка И.Рыбкина и В.Михайлова, а также переговоры президен-тов А.Галазова и Р.Аушева, и некоторые дру-гие миротворческие усилия, в том числе засе-дание Совета безопасности РФ по обсужде-нию ситуации, помогли остановить новую эс-калацию конфликта. Что можно было бы предпринять в нынешних условиях, когда уже пять лет ситуация вокруг Пригородного рай-она и осетино-ингушские отношения остаются чрезвычайно напряженными?

Здесь есть два основных направления уси-лий, которые не смогут компенсировать ника-кие денежные дотации федеральных властей и никакие правоохранительные меры. Оба эти направления касаются прежде всего северо-осетинского общества, его политического ру-ководства и его интеллигенции. Во-первых, кто-то должен сказать сильно и открыто, что позиция президента А.Галазова была и оста-ется во многом ошибочной. За все время пре-бывания на высшем должностном посту им не было сделано никаких значимых усилий по части удовлетворения запросов и интересов ингушского меньшинства населения респуб-лик, их вовлечения в общественную жизнь Северной Осетии и нейтрализации среди этой части своих граждан отрицательного влияния радикально-националистических элементов, действующих главным образом с территории Ингушетии и Чечни. Наоборот, ответной стратегией на провоцирующее поведение ин-гушских радикалов, особенно в территори-альном вопросе, были избраны осетинский этнический национализм, в котором нет места ингушским гражданам республики, силовая политика отражения "внешней агрессии", а в последнее время - манипулирование антиконституционными угрозами обменять лояльность Москве выходом республики из состава федерации.

Тот, кто знает ситуацию в Северной Осе-тии, не может отрицать, что от позиции пре-зидента зависит многое, если не все в раз-решении вопроса о возвращении беженцев-ингушей и урегулировании конфликта. А.Галазов имеет силы и время до истечения своих нынешних полномочий более само-критично взглянуть на политику руководства республики в данном вопросе, начиная с 1992 г. Есть и местные ресурсы, в том числе материальные, силовые и пропагандистские, чтобы начать разрушать разъедающий северо-осетинское общество антиингушский синдром. Иначе циклы насилия будут продолжаться. Сегодня нет никакой реальной угрозы отторжения Пригородного района от Северной Осетии. Нужно найти силы прекратить отторжение ингушей - граждан той же республики, наладить взаи-моотношения между двумя группами насе-ления, восстановить или воспитать заново лояльность ингушей в республике их проживания.

Сделать это возможно, но только уже не одному президенту, а в союзе с сильной и многочисленной северо-осетинской интел-лигенцией. Это - второй уровень массовых усилий по разрешению конфликта. На осе-тинской интеллигенции лежит своя доля ви-ны, которая состоит в том, что в свое время обеспечила разнообразной аргументацией отстаивание "национальных осетинских ин-тересов", которое вылилось в подлинный погром граждан собственной республики. Оставить эту проблему для будущих поко-лений было бы крайне неразумно. Трудно согласиться со словами одного очень ува-жаемого профессора во Владикавказе, что "с этим народом вместе мы жить не 

сможем". Руководители и интеллигенция Се-верной Осетии должны поломать этот стерео-тип о несовместимости и стать инициаторами примирения и возвращения ингушей, даже если предстоит противостоять бытовой нена-висти и собственническим интересам части рядовых граждан.

Нынешняя Ингушетия, кажется, сумела доказать свою состоятельность как республи-ка и в пределах нынешних границ. Освобож-денной от бремени беженцев из Северной Осетии, этой республике есть чем заняться по налаживанию основ экономики и социальной жизни. В рамках одного государства террито-риальный вопрос в сегодняшней ситуации должен быть снят. Возвращение беженцев по-зволит наладить нормальные отношения ме-жду двумя республиками, в том числе и гума-нитарные связи между двумя общинами ин-гушей, которых разделяет достаточно услов-ная граница. При нормальной экономической и политической ситуации рядовым гражданам не так важно какой флаг развевается над местной администрацией. Важно, что им при-надлежат дома и земельные участки, и есть условия для сохранения собственной культур-ной традиции. При ответственном и грамот-ном управлении это могут обеспечить ингушам как Ингушетия, так и Северная Осетия.

Федеральная власть и страна в целом и так платят высокую цену мощным дотированием обоих субъектов федерации из средств рос-сийских налогоплательщиков, чтобы потребовать скорейшего примирения и устранения наиболее взрывоопасных по-следствий конфликта. По этой же причине власти должны также решительно карать тех, кто снова попытается прибегнуть к насилию. Россия больше не может позволить появление новых полей сражений, даже если это межпоселковые или молодежные групповые разборки.