Версия для печати

Суды для экстремистов и амнистия для мигрантов

Все темы в сфере внедрения толерантности и профилактики экстремизма вышли на первый план общественно-политической жизни. Одна из них - это проявления открытого насилия со стороны националистических, экстремистских сил в отношении своих идеологических противников или просто неугодных лиц, изображаемых в качестве чуждых элементов и врагов общества. Здесь необходим не только анализ, но и действия.

Убийство в Санкт-Петербурге профессора Н. М. Гиренко стало знаковым моментом: человек убит за свою деятельность по профилактике экстремизма в российском обществе. Гиренко делал очень важную и сложную работу по экспертизе материалов для судебных дел по статьям за разжигание национальной розни и за экстремистскую деятельность. Он делал то, что должны были бы делать - но по разным причинам не делают - многие российские ученые-гуманитарии, особенно этнологи. Не очень приятно оказаться в комнате судебного заседания, где ксенофобию и ненависть источают не только обвиняемые, но и им сочувствующие, а зачастую - и те, кто осуществляет правосудие.

Профессиональным ученым, казалось бы, несложно излагать простые истины: что так называемые протоколы сионских мудрецов давно международно признаны антисемитской подделкой; что публикация сочинений Адольфа Гитлера - это не коммерция, а преступление; что называть христианство "жидовствующей ересью" - это наказуемое оскорбление чувств верующих, - равно как и опровергать многие другие клише националистической и экстремистской идеологии. Но это только кажется, что "правду говорить легко и приятно". Ибо в российском обществе процветают академический этнонационализм и расизм. В огромном количестве выходят в свет книги и статьи, в которых обосновываются и "развиваются" взгляды на этничность в духе так называемой теории этноса, разрушительные для интересов государства и личности. Гиренко был решительным противником отсталых научных взглядов. Его перу принадлежит статья "Этнос - величайший миф ХХ века". В своих судебных заключениях он показывал несостоятельность расистской и этнонационалистической идеологии. Именно за убедительность и убежденность его ненавидели экстремисты.

Необходимо издать отдельной брошюрой экспертные заключения Н. М. Гиренко (их около двадцати), чтобы они могли служить методическим подспорьем для работников правоохранительных органов и для других экспертов. Необходимо провести специальные совещания и тренинги по вопросам правоприменительной практики в плане профилактики экстремизма. Необходимо создать группы общественного мониторинга и реагирования, которые могли бы оперативно подавать судебные иски и возбуждать дела по разжиганию этнорелигиозной нетерпимости. Необходимо отказать в публичности лидерам экстремизма и их духовным вождям. Необходимо повысить общественную планку восприятия националистической идеологии и риторики в языке СМИ и в научном сообществе. Руководителям думских комитетов должно быть ясно, что неприлично приглашать в стены российского парламента патологических националистов типа А.Севастьянова, который приветствовал убийство Гиренко как исполнение справедливого приговора. Руководителям телевизионных шоу также отказаться от соблазнительной скандальности таких российских парламентариев, как В.Жириновский, Д. Рогозин и другие, которые разжигают среди россиян межгрупповую ненависть и ненависть к внешнему миру. Редакторам газет и журналов не мешает научиться различать неприемлемый для общества расизм и национализм и не забывать о том, как печатное слово может воздействовать на разные категории рядового читателя.

Нетерпимость и ксенофобия в России уже превысили все допустимые нормы и размеры. Кажется, только кремлевские стены еще не исписаны ненавистническими лозунгами. Принятые законы и судебные нормы не используются, и приговоры по ним не выносятся. На грязный язык СМИ общество уже не реагирует. Политики боятся осуждать национализм и экстремизм, ибо боятся пойти в разрез с "настроениями масс", которые сами же и создали. Высшие лица страны не могут произнести столь нужные слова, как "мочить мразь".

Самым простым было бы призвать к проведению разных конгрессов и демонстраций против расизма и ксенофобии в России. Но основная политическая стратегия заключается в том, чтобы обеспечить общество и его управленцев необходимой для понимания сущности и угроз ксенофобии и этнонационализма компетенцией и наделить ресурсами для искоренения или хотя бы смягчения межгрупповой нетерпимости на основе этнической, религиозной или расовой принадлежности. Судебных дел должно быть больше, но еще больше должно быть активистов, убежденных в разрушительном характере таких явлений, как скинхеды или неоязычники. По крайней мере, таких активистов должно быть в несколько раз больше, чем самих скинхедов.

Вторая тема нашей жизни напрямую связана с экстремизмом и этнонационализмом. Речь идет об антимиграционной политике, которую в последние годы активно проводит государство в лице федеральных и ряда региональных властей. Эта политика представляет серьезную угрозу национальной безопасности России, ибо лишает ее человеческих ресурсов, необходимых для демографического воспроизводства населения и для экономического развития. Данные за первое полугодие 2004 г. говорят о том, что миграционный приток в Россию фактически прекратился, по крайней мере, на уровне официально фиксируемой миграции. А это, в свою очередь, означает, что прогнозы демографов о значительном сокращении населения страны без внешнего пополнения, действительно, могут сбыться. Те, кто вершит эту грандиозную провокацию против российского государства, отвечать не будут, ибо последствия их деятельности скажутся в полной мере только через 10-15 лет. Так называемая "нелегальная миграция" - это сегодня единственная "защита от дураков".

Но так ли уж невинны и глупы сторонники и проводники антимиграционной политики? Думаю, что нет, ибо Россия с ее растущей экономикой и уровнем жизни, потребительским спросом, огромным рынком услуг была и остается привлекательной для мигрантов, особенно для наших бывших соотечественников - граждан постсоветских государств. Отечественные политики и эксперты, воспитанные на этнонационализме, поспешно и глупо разделили население нашего "нового зарубежья" на "соотечественников" и на остальных. Под соотечественниками имеются в виду этнические русские, татары, чуваши и другие "титульные", а также, возможно, евреи и греки, но уже никак не корейцы или месхетинцы. Соотечественников стараются защитить и приглашают переселяться в Россию, но с грустью заявляют, что ресурсы миграции из стран СНГ исчерпаны. На самом же деле миллионы украинцев, белорусов, молдаван, узбеков и других наших бывших соотечественников - это прекрасный человеческий материал для миграции в Россию. Такого исторического шанса у России пополнить свое население за счет других стран бывшего СССР уже скоро может не быть, ибо новое поколение потенциальных мигрантов, видя унижения своих родителей в России, активно ищет и находит другие страны для миграции.

Российские власти превращают в мигрантов граждан страны, лишив их задним числом этого гражданства. Начавшееся переселение месхетинских турок в США - это приговор миграционной политике федеральной власти и властей Краснодарского края.

Как можно исправить, хотя бы частично, многолетнее заблуждение по поводу "незаконной миграции" и вытекающую из этого заблуждения политику? Необходимо изучить, посчитать и привести объективные аргументы о пользе миграции, а не только о том, сколько преступлений совершают мигранты, какие они привозят болезни и сколько переводят денег из России. Необходимо открыто сказать, что именно мигранты во многом создавали и продолжают создавать материальное благополучие страны, строя и ремонтируя квартиры, дороги и офисные здания, завозя ширпотреб, овощи и фрукты, нянча и обучая детей и даже студентов. Необходимо сказать о тех, кто составляет себе состояния, недоплачивая мигрантам, держа их в ужасных условиях, третируя и толкая на преступления. Преступность среди работодателей и среди тех, кто "регулирует" миграцию, на порядок выше, чем среди самих мигрантов. Хотя бы малая часть этих людей должна сидеть в тюрьме, а не кричать об угрозе миграции, собирая урожай ненависти и бесчисленных поборов.

Но что самое главное - это признать главным приоритетом миграционной политики государства обеспечение миграции в Россию, как это сделали многие страны мира. Если наша миграционная служба не может обеспечить миграцию в Россию - это означает, что она не справляется со своей главной задачей. К великому сожалению, принимаемое сейчас положение о восстанавливаемой миграционной службе опять провозглашает целями ее деятельности "регулирование и противодействие". Эти цели должны стоять на втором и третьем месте после главной - обеспечить Россию мигрантами. Зазывать рекламными и информационными брошюрами, специальными субсидиями и льготами и т. п. Как это делала Россия в Германии 18 веке, Канада в России в 19 веке, США в разных странах мира в ХХ веке. Пришел черед России бороться за мигрантов. Но для этого сначала нужно убрать со своих должностей и наказать тех, кто разрушает миграционный приток в Россию. Статья для этого имеется: причинение ущерба государству и национальным интересам России.

Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N55, 2004