Версия для печати

О перспективах Сети этнологического мониторинга

Этот выпуск бюллетеня начинает пятый год работы Сети, и в этой связи хотелось бы высказать несколько соображений о новых перспективах проекта.

Во-первых, мы ожидаем расширения географии Сети за счет новых участников из Узбекистана, Украины и Грузии, что позволит более полно освещать ситуацию в сфере межэтнических отношений и конфликтов на территории бывшего СССР. Возможно подключение к проекту новых участников из регионов Российской Федерации, в том числе автономных округов, где существует довольно большой комплекс социально-культурных и правовых проблем, складываются сложные отношения с представителями малочисленных народов Севера и Сибири.

Во-вторых, ожидаемое завершение монографических описаний по индикаторам Модели этнологического мониторинга (издано пять книг и готово еще две книги) позволит в 1998 г. сделать попытку замера динамики ситуации в странах и регионах, где действуют участники Сети. Это достаточно ответственный момент введения более высокого уровня конфликтологического анализа, который находится в русле многочисленных попыток специалистов и политиков найти и предложить адекватные модели раннего предупреждения конфликтов. В настоящее время при поддержке ряда западно-европейских структур создан Форум по раннему предупреждению и реагированию, в котором нашей Сети предложено стать основным партнером по региону бывшего Советского Союза. В любом случае уже состоявшийся выход монографий по индикаторам (Казахстан, Латвия, Тува, Калмыкия, Оренбургская область) является серьезным вкладом в научный анализ, и эти работы получили высокую оценку многих специалистов. Я не оставляю надежды, что Сеть совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН сможет готовить ежегодные доклады-обзоры о состоянии межэтнических отношений и конфликтах на территории бывшего СССР. Пока по итогам ежегодного семинара в Шри Ланке удалось только включить ряд материалов в доклад Института, который был подготовлен по заказу Министерства по делам национальностей и России.

В-третьих, происходит важный процесс включения в работу Сети не только экспертного анализа, но и конкретной деятельности по предотвращению и разрешению конфликтов. Такая работа велась и до этого участниками проекта, но она нами не обозначалась как одна из приоритетных. Накопленный опыт позволяет говорить о том, что ответственная практическая деятельность на государственном или общественном уровне, а также миротворческие инициативы не мешают работе проекта. Наоборот, они делают более значимой и эффективной саму этнологическую экспертизу. Именно в этом направлении нам предстоит разработать новые формы и принципы деятельности.

Среди них можно выделить следующие:

· сотрудничество с органами государственной власти и управления в осуществлении политики в отношении национальностей и меньшинств и участие в разрешении конфликтов. Работа участников Сети в регионе Северного Кавказа, в Таджикистане, Молдавии, Латвии, Киргизии очень разнообразна, и она должна быть более полно представлена всем, кто интересуется работой Сети и оказывает ей поддержку. В ряде случаев участники Сети занимают оппозиционную линию к действующим органам власти, что они вправе делать, ибо Сеть является неправительственной организацией. Единственное, что мы бы приветствовали,-это отказ от радикальной и неконструктивной формы оппозиции, который может мешать работе Сети и говорит о недостаточной квалификации ее участников как специалистов по разрешению конфликтов.

· Участие в общественно-политических кампаниях, поддержка миротворческих инициатив и конструктивных, демократически ориентированных политических сил. Первоначально у меня было сложное отношению к активному участию нашей группы во Владикавказе во главе с Львом Дзугаевым в избирательной кампании последних президентских выборов в Северной Осетии, ибо в случае негативного для них исхода деятельность Сети в этой республике могла быть серьезно затруднена. Однако результат выборов позволяет сделать вывод, что "победителей не судят", и нам остается надеяться, что новая власть в республике, с которой тесно сотрудничает наша группа, внесет радикальное изменение в разрешение послеконфликтной ситуации в Северной Осетии. Однако общий вывод: выборы и острые политические кампании-это не наше главное амплуа, и участие в них должно быть хорошо продумано.

· Проведение в сентябре конференции "Неправительственные организации и этнополитические конфликты" показало, что в этом направлении Сеть может более активно работать с разными партнерами и расширять спектр своего воздействия. Все больше политиков, администраторов, общественных лидеров и ученых желают участвовать в миротворческой деятельности или расширить свою компетенцию в области управления межэтническими проблемами и разрешения конфликтов. Особенно в этом нуждаются региональные и местные политики и активисты. В этой связи Сеть вернется к своей начальной деятельности в области конфликтологичес-кого тренинга, но на сей раз не столько для самих участников Сети, сколько для тех, кто этого пожелает, в том числе и за умеренную плату.

Таковы краткие соображения о перспективах Сети этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов в наступившем 1998 году.