Версия для печати

От мониторинга к раннему предупреждению

Первые два года работы Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов ограничивались главным образом экспертной оценкой ситуации в сфере межнациональных отношений в разных регионах бывшего Советского Союза. Результатом этого анализа была нарративная информация, которая представляет собою существенный вклад в изучение этой важной стороны общественной жизни, и определенное подспорье для политиков, принимающих решения в сфере управления обществом. Это направление сохраняет свой приоритет на будущее и лишь требует некоторых улучшений. Прежде всего это достоверность, глубина и объективность сообщаемой информации, а также расширение сюжетов и формулируемых вопросов в ходе мониторинга. Среди участников Сети доминирует интерес к "крупным" событиям и к "большим" людям и очень слабо звучат голоса "рядовых" участников процесса. Настроения, установки и мнения частного характера нисколько не менее интересны и важны для оценки ситуации в сфере межэтнических отношений, чем официальные декларации и программы. Не отменяя социологический анализ и внимание к верхам, было бы полезно выстроить и эту линию нашего общего интереса.   Второе - это более активное донесение результатов работы Сети до специалистов  и политиков как общегосударственного, так и регионального и местного уровней. 

  Данный выпуск Бюллетеня имеет тираж 250 экземпляров (вместо 150), что позволит снабдить участников Сети не только авторскими, но и несколькими дополнительными эк- земплярами. Главным остается необходимость наладить размножение Бюллетеня на местах на основе электронной версии.   Несколько десятков экземпляров не стоят больших средств и местные государственные органы или исследовательские учреждения могут оказать содействие. Тем более, что некоторые участники Сети работают в достаточно сильных исследовательских коллективах.  

 После ежегодного семинара участников Сети в октябре 1995 года мы переходим к более сложной и ответственной работе по раннему предупреждению конфликтов, хотя сам по себе мониторинг и есть часть раннего предупреждения, ибо он расширяет  представления о ситуации и влияет на перспективные оценки. И все же раннее  предупреждение может быть более строгим и направленным на выявление  потенциально конфликтных явлений и событий.   Есть определенная эйфория по поводу раннего предупреждения, которую я не разделяю, особенно если она строится только на построении сложных моделей, игнорирующих личностные мотивы и непредвиденные последствия человеческих действий. И все же попытка построить более формализованные модели происходящих общественных изменений, спо- собных оказать влияние на появление или разрешение открытого конфликта, может быть плодотворной. После обсуждения участниками Сети предложенного мною проекта предлагаемая модель раннего предупреждения может быть опробована сначала в варианте исходной позиции, от которой затем будут осуществляться измерения происходящих изменений. Необходим своего рода "паспорт" ситуации. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, но ее необходимо сделать на момент начала 1996 года. По вашим докладам мы подготовим февральский выпуск Бюллетеня.

   Ниже публикуется Модель раннего предупреждения конфликтов с некоторыми пояснениями.

МОДЕЛЬ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

 

ОБЪЯСНЕНИЕ

 

Данная модель предложена руководителем Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения профессором Валерием Тишковым и была обсуждена ее участниками на семинаре в октябре 1995 г. (Лимассол, Кипр). В целях совместимости и глобальных сравнений модель использует интерактивную матрицу, разработанную Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев для предупреждения перемещений населения на уровне страны, но она имеет существенно иной набор индикаторов и может использоваться на уровне страны, региона (республики, края, области), района и отдельной общины. Испытание модели предполагается осуществить в декабре-январе 1995 года, а обсуждение - на весеннем семинаре участников Сети.

 

КАТЕГОРИЯ - это широкий термин, который определяет основные сферы общественной жизни. Они не имеют внутренней иерархии и их значимость зависит от конкретной ситуации.

 

ИНДИКАТОР - это основной показатель возможной причины обострения ситуации и возможности конфликта. Их последовательность также условна, а расшифровка дается в ряде случаев только для ориентировки экспертов. Абсолютные значения необходимы для многих индикаторов только при составлении исходной ситуации (паспорта ситуации), но сам индикатор замеряет изменения по числовой шкале от 2 до -2 для отражения направленности изменения (2, 1 - улучшение ситуации; 0 - сохранение статус-кво; -1, -2 -ухудшение ситуации). Не все индикаторы обязательны для заполнения.

ОЦЕНКИ 2, 1, 0, -1, -2 носят экспертный характер, хотя могут быть в ряде случаев основаны на точной эмпирической информации.

КОММЕНТАРИЙ - содержит краткое объяснение изменений и мотивы оценки на стадии отработки и испытания модели и тренинга ее пользователей будет осуществлено определение коммулятивных показателей для итогового прогноза с учетом соотношения положительных и отрицательных оценок, суммарного числа негативных оценок и их динамики в сравнении с предыдущим замером.

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ МАТРИЦА

 

Категория           Индикатор                                                  Оценка                Комментарий

 

Среда

и ресурсы

                     1. Состояние воды

                        (питьевая, ирригация,

                         водные пути, промысел)

                     2. Земельные ресурсы

                         (качество и цена, размер на

                         человека , доступ, лес и др.

                         угодья)

                     3. Недра

                         (использование, доступ, пользователь,

                          дивиденты)

                     4. Техногенное воздействие

                         (опасные производства, выбросы,

                          отходы, изъятия, компенсации)

                     5. Бедствия и катастрофы

                        (стихийные, экологические,

                         промышленные, спровоцированные)

Демогра-

фии и

миграции

                    6. Расселение

                        (динамика численности, этнические

           пропорции, степень и динамика

           урбанизации)

        7. Смешанные браки и разводимость

        8. Естественное движение населения

           (рождаемость, смертность,

           продолжительность жизни)

        9. Механическое движение населения

           (внутренние и внешние миграции, беженцы

            и переселенцы, временные жители)

 

Власть, 

государство и

политика

       10. Государственно-административный статус

       11. Доктрина и режим власти

            (федерализм-унитаризм, местное управление,

              партии и движения, выборы и смена власти,

              госпрограммы разного уровня)

       12. Этническое представительство

            (в органах власти, бизнесе, информационной

             и научно-образовательной сфере)

       13. Отношения "центр-периферия"

            (правовые основы, переговоры, контакты,

             выгоды и обременительность)

       14. Права человека и коллективные права

            (правовая обеспеченность, нарушения, контроль,

             правозащитная деятельность)

                            15. Общественный порядок и контроль

            (статус и состав милиции, доступ и контроль за

            оружием, судебные разбирательства и исполнение)

       16. Компетенция и авторитет властей и лидеров

       17. Официальная символика и календарь

 

 

Экономика и

социальная

сфера

       18. Производство и динамика цен

       19. Уровень и расхождение доходов

       20. Занятость и безработица

       21. Разделение труда

            (этническое, региональное, отраслевое,

            на уровне общин, обмен услугами,

            торговое посредничество, престиж занятия)

       22. Социально-профессиональная мобильность

            (продвижение этнических групп, повышение и

             снижение статуса в трудовой деятельности,

             наличие маргиналов и их состав)

       23. Участие в приватизации, купле-продаже земли

       24. Состояние социальной защищенности

       25. Преступность и коммунальное насилие

Культура,

образование,

информация

        26. Культурное доминирование

 

        27. Религиозная жизнь

             (конфессиональный состав и изменения, наличие

              и доступность храмов, возможность отправлять

              обряды, наличие и состояние святынь, лидеры и

              прозелитическая деятельность, терпимость/нетерпимость,

             роль в государстве, регионе, общине)

        28. Языковая ситуация

             (законы и инструкции, язык власти, бизнеса,

              образования, информации и межгрупповых контактов)

        29. Школьное образование

              (доступ, обеспеченность, гарантии, состав учителей,

               учебные материалы)

        30. Высшее образование

              (условия поступления, состав студентов, содержание

               программ, студенческая жизнь)

        31. Средства массовой информации

              (структура, состав, контроль, характер программ,

               этнический состав журналистов и телеведущих)

       32. Традиционные праздники и обряды

             (условия, поддержка властей, политическая

              окраска, участие разных групп населения)

       33. Исторический дискурс

Контакты и

стереотипы

       34. Групповые требования и жалобы

       35. Прошлые конфликты и коллективные травмы

       36. Этнические стереотипы

            (положительные-отрицательные, распространенность

             и использование, обидные клички, официальное

             противодействие)

       37. Изменения в самосознании

            (соотношение этнического и гражданского, местного

             и регионального, возрождение старых идентичностей

             и новых)

       38. Мифы, страхи и слухи

       39. Наличие групповой идеи и идеологии

       40. Уровень толерантности

         (межгрупповые ненависть, стычки и насилие)

Внешние

условия

 

       41. Наличие и влияние диаспор

            (соседи, столичная, зарубежная)

       42. Стабильность/нестабильность соседних

             и пограничных регионов и стран

       43. Влияние глобального соперничества

       44. Территориальные претензии и проблема границ

       45. Внешние связи и сотрудничество

       46. Меняющийся внешний имидж

            (страны, региона, республики, народа, общины,

            режима в регионе, республике, стране, мире)