Версия для печати

От конфликта к согласию

Прошедший период  прежде  всего  дал  договор  между федеральными властями России и руководством Татарстана.Это  крайне  важное  событие демонстрирует  возможность решать противоречия между центром и субъектами федерации путем трудного,но,все-таки,мирного диалога.Участники  и подписанты договора празднуют успех и это - справедливо,  ибо ситуация в этом регионе с точки зрения межнациональных отношений в любой момент может стать конфликтной по двум причинам. Находящаяся у власти татарская элита и подконтрольные ей средства  информации  крайне  настойчиво насаждали  образ  независимой  государственности и лозунг "Татарстан это не Россия",  в итоге породив среди части казанских  татар  опасные эмоции  и  утопии  этнического национализма.  Вторая основная община в республике - русские пока организована слабее,  дезориентирована и испытывает чувство тревоги,  когда даже местное начальство меняют повсеместно на татар.  Эту часть татарстанцев легко мобилизовать вокруг  не менее опасных неоимперских проектов и идеологии русского национализма.

 Договор дает достаточно полномочий для  утверждения  суверенитета республики во всех областях,  но ставит некоторые важные ограничители: не должно быть отдельного татарстанского гражданства( а,значит,и  паспортов)  и разного рода вооруженных национальных формирований типа североосетинской гвардии,которая осуществила этническую  чистку  ингушей на территории республики.

 Северный Кавказ остается  наиболее  сложным  регионом,где  начало 1994 года  не  принесло существенных перемен в открытом противостоянии Чечни федеральному Центру и в урегулировании  ситуации  в  Пригородном районе Северной Осетии.Чечня не будет признана международным сообществом,которое уже извлекло уроки из поспешного признания  сепаратистских проектов,вместо поощрения усилий в пользу улучшения внутреннего управления.Нужны срочные переговоры между Москвой и Грозным (возможно,  при посредничестве Татарстана), а также приграничные диалоги и неофициальные контакты,чтобы примирить амбиции  обеих  сторон,определить  статус Чечни  в  Российской  Федерации и разрядить расточительный для граждан верхушечный конфликт.

 И все  же,у меня нет данных,чтобы столь определенно предсказывать обострение межэтнических отношений в ближайшем будущем.В стране, в том числе  и среди политиков и активистов национальных движений,появляется все больше сдержанности по части реализации радикальных  этно-националистических  программ.Не  следует только шарахаться в другую сторону и пытаться компенсировать ущемленные чувства и внутренние проблемы русских  в  России  слишком  подчеркнутой заботой о жителях соседних государств,как это сделал Президент Б.Н.Ельцин в недавнем послании.

 (Борис Ельцин,"Федерализм и межнациональное согласие"в "Об укреплении  Российского  государства","Российская  газета",25  февраля 1994 г.с.4)

 Ежегодное послание  Президента  Ельцина Федеральному Собранию содержит ряд новых положений в оценке ситуации и политики в сфере межэтнических отношений.Самое примечательное - это долгожданный (по крайней мере,  для меня как ученого-эксперта) шаг в сторону  от  доктрины  этно-национализма.  Впервые  за всю советскую и постсоветскую историю на уровне первого лица прозвучало признание того, что причина этнического кризиса во многом заложена в самой структуре государства,  в изначальном противоречии принципа "национальной государственности"  территориальному принципу устройства федерации.Впервые сказано, что суверенитет страны и ее государственность, а также государственность субъектов федерации  провозглашены и существуют от имени граждан,  а не "этносов", что деление граждан на "коренных" или "некоренных "  в  рамках  России или  ее республик противоречит закону.Наконец,  самое главное - Президент произнес фразу о понимании нации  как  "согражданства",  как  это позволяет сделать нынешняя Конституция и как это принято в мире .

 Эта корректива носит фундаментальный характер ибо  только  теперь можно  говорить  без  словесной  и  смысловой путаницы о процессах нацие-строительства в России и других пост-советских государствах. Ясно, что республики сохранят свой отличительный этно-культурный облик и основанные на этом особые права и полномочия.  Причем,  не просто на какой-то переходный период.Переходный период необходим для смены понятий в голове:  народы,  этно-культурные общности - это одно, а нации, т.е. политико-государственные общности,  - это другое.  И никакого унижения или дьявольского замысла против российских народов здесь абсолютно  не заключено.Но инерция советской ментальности огромна и тщательно оберегается этническими лидерами.  В этой ситуации мы предлагаем  сохранить более  спокойный  и вполне достойный политический термин - "национальности".После многолетних пропагандистских усилий этим  термином  стали пользоваться  и за рубежом и этот термин хотя бы понятен,  чего нельзя сказать о до сих пор двойном употреблении слова "нация".